Научно-педагогическое обозрение
RU EN






Сегодня: 18.07.2025
Главная Выпуски журнала 2017 Год Выпуск №4 СОПРОВОЖДАЕМОЕ ЖИЗНЕУСТРОЙСТВО КАК МЕХАНИЗМ ПРЕОДОЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ЭКСКЛЮЗИИ МОЛОДЫХ ЛЮДЕЙ С РАССТРОЙСТВАМИ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА
  • Главная
  • Текущий выпуск
  • Выпуски журнала
    • 2025 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
    • 2024 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
    • 2023 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
    • 2022 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
    • 2021 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
    • 2020 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
    • 2019 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
    • 2018 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
    • 2017 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
    • 2016 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
    • 2015 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
    • 2014 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
    • 2013 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
  • Рейтинг
  • Поиск
  • Новости
  • Редакционная коллегия
  • Правила для авторов
  • Порядок рецензирования
  • Читателям
  • Публикационная Этика Издания
  • Контактная информация
  • Разместить статью
  • Поступившие статьи
  • Принятые в печать
  • Оформить подписку
  • Служебный вход
vestnik.tspu.ru
praxema.tspu.ru
ling.tspu.ru
npo.tspu.ru
edujournal.tspu.ru

E-LIBRARY (РИНЦ)
Ulrich's Periodicals Directory
Google Scholar
EBSCO
Поиск по автору
- Не выбрано -
  • - Не выбрано -
Яндекс.Метрика

СОПРОВОЖДАЕМОЕ ЖИЗНЕУСТРОЙСТВО КАК МЕХАНИЗМ ПРЕОДОЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ЭКСКЛЮЗИИ МОЛОДЫХ ЛЮДЕЙ С РАССТРОЙСТВАМИ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА

Фуряева Татьяна Васильевна, Фуряев Евгений Адольфович

DOI: 10.23951/2307-6127-2017-4-66-74

Информация об авторе:

Фуряева Татьяна Васильевна, доктор педагогических наук, профессор, Красноярский государственный педагогический университет (ул. А. Лебедевой, 89, Красноярск, Россия, 66013). E-mail: tat.fur130@mail.ru Фуряев Евгений Адольфович, кандидат биологических наук, доцент, Красноярский государственный аграрный университет (ул. Мира, Красноярск, Россия, 660049). E-mail: tat.fur130@mail.ru

Актуальность исследования обусловлена необходимостью преодоления социального отчуждения подростков и молодых людей в связи с состоянием их здоровья и ограничениями в жизнедеятельности в контексте инклюзивных тенденций в социальной политике и практике во всем мире. В связи с этим представлены обоснование и поиск стационарзамещающего формата социально-педагогического сопровождения молодых людей с психофизическими нарушениями типа расстройства поведения аутистического спектра (РАС) с целью развития самоутверждения и у детей, и у родителей. Ведущим подходом к исследованию данной проблемы является интегративно-деятельностный, позволяющий комплексно рассмотреть социально-политические, организационно-педагогические, технологические возможности формирования самоутверждения за счет активного включения семей с детьми и подростками с РАС в совместную деятельность в условиях социального поселения. Представлены результаты социологических, психолого-педагогических исследований проблемы социальной инклюзии лиц с рисками исключения из общества, раскрыты различные формы социально-интеграционных практик, структурно-функциональная модель сопровождаемого жизнеустройства, показаны возможности ее реализации силами общественной организации родителей детей с аутизмом в региональном контексте на примере сельского поселения. Исследование представляет практическую ценность для специалистов в области социальной педагогики и работы, а также обучающихся с целью получения конкретных компетенций социального сопровождения семей с детьми-инвалидами. Результаты социально-педагогического проекта могут быть полезными для развития общественного движения родителей.

Ключевые слова: социальное сопровождение лиц с расстройствами поведения аутистического спектра, социальная инклюзия, социальная эксклюзия, структурно-функциональная модель сопровождаемого проживания

Библиография:

1. Бородкин Ф. М. Социальные эксклюзии. URL: http://www.nir.ru/sj/sj/sj3-4-00brod.html.

2. Курмышева Л. И. Эксклюзия как феномен жизни. 2015. URL: http://psychology.snauka.ru/2015/03/4491.

3. Абрахамсон П. Социальная эксклюзия и бедность // Общественные науки и современность. 2001. № 2. С. 158–166.

4. Напсо М. Д. Эксклюзия как предмет социально-философской рефлексии // Философская мысль. 2016. № 3. С. 46–55.

5. Парсонс Т. Понятие общества: компоненты и их взаимоотношения // THESIS: теория и история экономических и социальных институтов и систем. 1993. № 2. С. 94–122.

6. Mental Health and Social Exclusion: Unit Report Summary. London: The Office of the Deputy Prime Minister, 2004. 126 p.

7. Выготский Л. С. Основы дефектологии. СПб.: Лань, 2003. 654 с.

8. Ярская В. Н., Ярская-Смирнова Е. Р. Инклюзивная культура социальных сервисов // Социологические исследования. 2015. № 12. С. 133–140.

9. Boardman J. Social exclusion and mental health – how people with mental health problems are disadvantaged: an overview. Mental health and social inclusion. London: Q Emerald Group Publishing Limited, 2011. Vol. 15, № 3. P. 112–121.

10. Creating a more inclusive organizational culture. The Denver Foundation. URL: http://www. nonprofitinclusiveness.org/creating-more-inclusive-organizational-culture (дата обращения 25.06.2017).

11. Heimlich U. Integrative Padagogik. Eine Einfuhrung. Munchen: BelzVerlag, 2004. 237 S.

12. Herz B. Inklusion und Exklusion: Rhetorik Uber, Mentalitat und Realitat. Sonderpedagogik in Niedersachsen. № 1. S. 10–23.

13. Hinz A. Inklusion – von der Unkenntniszur Unkenntlichkeit!? Kritische Anmerkungenzueinem Jahrzehnt Diskursüberschulische Inklusion in Deutschland. Zeitschrift für Inklusion. 2013. № 1. S. 17–27.

14. Фуряева Т. В. Социальная инклюзия: теория и практика / Краснояр. гос. пед. ун-т им. В. П. Астафьева. Красноярск, 2017. 280 с. (Антропология и социальная практика; вып. 15).

15. Фуряева Т. В., Маркевич А. Н. Моделирование сопровождаемого проживания молодых людей с РАС как условие создания новой социальной инклюзивной практики // Сибирский вестник специального образования. 2016. № 3 (18). С. 43–49.

16. Концепция реализации пилотного проекта по обеспечению самостоятельного проживания выпускников домовинтернатов для умственно отсталых детей системы социальной защиты населения (сопровождаемое проживание) в первые годы после их выхода из учреждений. Фонд поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации. 2016. URL: http://bddi.ru/data/uploads/2016/dokument/o-proekte.pdf/.

17. Preißmann Ch. Glück und Lebenszufriedenheit für Menschen mit Autismus. Stuttgart: Kohlhammer Verlag, 2016. 184 S.

18. Riedel A.,Clausen J.-J. Basiswissen: Autismus-Spektrum-Storungen bei Erwachsenen. Koln: PsychiatrieVerlag, 2016. 151 S.

19. Elven B. H. Herausforderdendes Verhalten vermeiden. Tubingen: Dgvt-Verlag, 2015. 288 S.

20. Rittmann B., Rickert-Bolg W. (Hrsg.) Autismus-Therapie in der Praxis: Methoden, Vorgehnsweisen, Falldarstellungen, Kohlhammer Verlag, Stuttgart, 2017. 340 S.

21. Vermeulen P. Autismus als Kontextblindheit. Göttingen: Based &Ruprecht GmbH & Co. KG, 2016. 320 S.

22. Gundelfinger R. Irgendwie anders? Autistisch?! Universitaet Zuerich, 2016. 145 S.

23. Leben mit Autismus in der Schweiz-eine Elternbefragung. Zwischenbericht fuer die Delegiertenversammlung. Fribourg: Internationale Hochschule fuer Heilpaedagogik, 2013. 135 S.

24. Balz H.-J., Benz B., Kuhlmann C. (Hrsg.) Soziale Inklusion als Grundlage Sozialer Arbeit. Springer VS Verlag für Sozialwissenschaften (Wiesbaden), 2012. 290 S.

25. Газман О.С. Неклассическое воспитание. От авторитарной педагогики к педагогике свободы. М.: Мирос, 2002. 296 с.

furyayeva_t._v._66_74_4_18_2017.pdf ( 367.52 kB ) furyayeva_t._v._66_74_4_18_2017.zip ( 358.07 kB )

Выпуск: 4, 2017

Серия выпуска: Выпуск № 4

Рубрика: ПРОБЛЕМЫ ПСИХОЛОГИИ

Страницы: 66 — 74

Скачиваний: 1609

Для цитирования:


© 2025 Научно-педагогическое обозрение

Разработка и поддержка: Лаборатория сетевых проектов ТГПУ