СОПРОВОЖДАЕМОЕ ЖИЗНЕУСТРОЙСТВО КАК МЕХАНИЗМ ПРЕОДОЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ЭКСКЛЮЗИИ МОЛОДЫХ ЛЮДЕЙ С РАССТРОЙСТВАМИ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА
DOI: 10.23951/2307-6127-2017-4-66-74
Актуальность исследования обусловлена необходимостью преодоления социального отчуждения подростков и молодых людей в связи с состоянием их здоровья и ограничениями в жизнедеятельности в контексте инклюзивных тенденций в социальной политике и практике во всем мире. В связи с этим представлены обоснование и поиск стационарзамещающего формата социально-педагогического сопровождения молодых людей с психофизическими нарушениями типа расстройства поведения аутистического спектра (РАС) с целью развития самоутверждения и у детей, и у родителей. Ведущим подходом к исследованию данной проблемы является интегративно-деятельностный, позволяющий комплексно рассмотреть социально-политические, организационно-педагогические, технологические возможности формирования самоутверждения за счет активного включения семей с детьми и подростками с РАС в совместную деятельность в условиях социального поселения. Представлены результаты социологических, психолого-педагогических исследований проблемы социальной инклюзии лиц с рисками исключения из общества, раскрыты различные формы социально-интеграционных практик, структурно-функциональная модель сопровождаемого жизнеустройства, показаны возможности ее реализации силами общественной организации родителей детей с аутизмом в региональном контексте на примере сельского поселения. Исследование представляет практическую ценность для специалистов в области социальной педагогики и работы, а также обучающихся с целью получения конкретных компетенций социального сопровождения семей с детьми-инвалидами. Результаты социально-педагогического проекта могут быть полезными для развития общественного движения родителей.
Ключевые слова: социальное сопровождение лиц с расстройствами поведения аутистического спектра, социальная инклюзия, социальная эксклюзия, структурно-функциональная модель сопровождаемого проживания
Библиография:
1. Бородкин Ф. М. Социальные эксклюзии. URL: http://www.nir.ru/sj/sj/sj3-4-00brod.html.
2. Курмышева Л. И. Эксклюзия как феномен жизни. 2015. URL: http://psychology.snauka.ru/2015/03/4491.
3. Абрахамсон П. Социальная эксклюзия и бедность // Общественные науки и современность. 2001. № 2. С. 158–166.
4. Напсо М. Д. Эксклюзия как предмет социально-философской рефлексии // Философская мысль. 2016. № 3. С. 46–55.
5. Парсонс Т. Понятие общества: компоненты и их взаимоотношения // THESIS: теория и история экономических и социальных институтов и систем. 1993. № 2. С. 94–122.
6. Mental Health and Social Exclusion: Unit Report Summary. London: The Office of the Deputy Prime Minister, 2004. 126 p.
7. Выготский Л. С. Основы дефектологии. СПб.: Лань, 2003. 654 с.
8. Ярская В. Н., Ярская-Смирнова Е. Р. Инклюзивная культура социальных сервисов // Социологические исследования. 2015. № 12. С. 133–140.
9. Boardman J. Social exclusion and mental health – how people with mental health problems are disadvantaged: an overview. Mental health and social inclusion. London: Q Emerald Group Publishing Limited, 2011. Vol. 15, № 3. P. 112–121.
10. Creating a more inclusive organizational culture. The Denver Foundation. URL: http://www. nonprofitinclusiveness.org/creating-more-inclusive-organizational-culture (дата обращения 25.06.2017).
11. Heimlich U. Integrative Padagogik. Eine Einfuhrung. Munchen: BelzVerlag, 2004. 237 S.
12. Herz B. Inklusion und Exklusion: Rhetorik Uber, Mentalitat und Realitat. Sonderpedagogik in Niedersachsen. № 1. S. 10–23.
13. Hinz A. Inklusion – von der Unkenntniszur Unkenntlichkeit!? Kritische Anmerkungenzueinem Jahrzehnt Diskursüberschulische Inklusion in Deutschland. Zeitschrift für Inklusion. 2013. № 1. S. 17–27.
14. Фуряева Т. В. Социальная инклюзия: теория и практика / Краснояр. гос. пед. ун-т им. В. П. Астафьева. Красноярск, 2017. 280 с. (Антропология и социальная практика; вып. 15).
15. Фуряева Т. В., Маркевич А. Н. Моделирование сопровождаемого проживания молодых людей с РАС как условие создания новой социальной инклюзивной практики // Сибирский вестник специального образования. 2016. № 3 (18). С. 43–49.
16. Концепция реализации пилотного проекта по обеспечению самостоятельного проживания выпускников домовинтернатов для умственно отсталых детей системы социальной защиты населения (сопровождаемое проживание) в первые годы после их выхода из учреждений. Фонд поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации. 2016. URL: http://bddi.ru/data/uploads/2016/dokument/o-proekte.pdf/.
17. Preißmann Ch. Glück und Lebenszufriedenheit für Menschen mit Autismus. Stuttgart: Kohlhammer Verlag, 2016. 184 S.
18. Riedel A.,Clausen J.-J. Basiswissen: Autismus-Spektrum-Storungen bei Erwachsenen. Koln: PsychiatrieVerlag, 2016. 151 S.
19. Elven B. H. Herausforderdendes Verhalten vermeiden. Tubingen: Dgvt-Verlag, 2015. 288 S.
20. Rittmann B., Rickert-Bolg W. (Hrsg.) Autismus-Therapie in der Praxis: Methoden, Vorgehnsweisen, Falldarstellungen, Kohlhammer Verlag, Stuttgart, 2017. 340 S.
21. Vermeulen P. Autismus als Kontextblindheit. Göttingen: Based &Ruprecht GmbH & Co. KG, 2016. 320 S.
22. Gundelfinger R. Irgendwie anders? Autistisch?! Universitaet Zuerich, 2016. 145 S.
23. Leben mit Autismus in der Schweiz-eine Elternbefragung. Zwischenbericht fuer die Delegiertenversammlung. Fribourg: Internationale Hochschule fuer Heilpaedagogik, 2013. 135 S.
24. Balz H.-J., Benz B., Kuhlmann C. (Hrsg.) Soziale Inklusion als Grundlage Sozialer Arbeit. Springer VS Verlag für Sozialwissenschaften (Wiesbaden), 2012. 290 S.
25. Газман О.С. Неклассическое воспитание. От авторитарной педагогики к педагогике свободы. М.: Мирос, 2002. 296 с.
Выпуск: 4, 2017
Серия выпуска: Выпуск № 4
Рубрика: ПРОБЛЕМЫ ПСИХОЛОГИИ
Страницы: 66 — 74
Скачиваний: 1083