НАСТАВНИЧЕСТВО: МОДНЫЙ ТРЕНД ИЛИ ОСОЗНАННАЯ НЕОБХОДИМОСТЬ?
DOI: 10.23951/2307-6127-2017-4-75-80
Рассмотрена необходимость организации работы учителей-наставников с молодыми специалистами и малоопытными учителями: привлечение квалифицированных кадров, передача корпоративной культуры, социализация в профессиональном сообществе. Определено понятие наставничества в образовательной организации. Описана мотивация опытных учителей к занятиям наставнической деятельностью: признание авторитета, расширение полномочий, финансовая поддержка. Анализ анкетирования педагогов-наставников позволил выявить трудности учителей, не имевших наставников в начале трудовой деятельности, недостаточную сформированность компетенций наставника, необходимость специальной подготовки для работы наставником, обучения, сопровождения и оценки. Определены ключевые показатели успешности в профессии: общение с детьми, общественная значимость профессии; первые годы работы являются значимым периодом для становления и закрепления в профессии; коммуникативность, мобильность и обучаемость; отсутствие наставника – одна из важных причин возникновения профессиональных затруднений. Описаны направления развития и разнообразия форм наставнической деятельности в школе.
Ключевые слова: наставник, молодой учитель, выбор профессии, профессиональное становление, показатели успешности, наставнические группы, сотрудничество, сопровождение, взаимообучение
Библиография:
1. Сарычева М. О. Механизмы развития наставничества в региональной системе общего образования Томской области: материалы круглого стола «Наставничество: лучшие практики». URL: http://rcro.tomsk.ru/2017/05/19/materialy-kruglogostola-nastavnichestvo-luchshie-praktiki (дата обращения: 19.05.2017).
2. Чеглакова Л. М., Сташенко А. Г. Наставничество: мода становится трендом // Корпоративные университеты. 2008. № 15. С. 37–49.
3. Круглова И. В. Наставничество как условие профессионального становления молодого учителя: автореф. ... канд. пед. наук. М., 2007.
4. Зевунов А. В. Андрагогические основы построения системы обучения кадров на производстве // Совершенствование системы образования: материалы научного семинара молодых исследователей: сб. статей / сост. и ред. Г. А. Федотова, С. А. Александрова. Великий Новгород: НовГУ им. Ярослава Мудрого, 2009. С. 70–80.
5. Поздеева С. И. Особенности гуманитарного управления инновациями для становления профессионализма педагога начальной школы // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (TSPU Bulletin). 2013. Вып. 9 (137). С. 194–196.
6. Поздеева С. И. Разработка концепции открытого профессионализма педагога как исследовательская задача // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (TSPU Bulletin). 2016. Вып. 1 (166). С. 88–90.
7. Поздеева С. И. Инновационное развитие современной начальной школы: построение открытого совместного действия педагога и ребенка. Томск, 2013. 168 с.
8. Анянова И. В. Коучинговые инструменты саморазвития и самооценки педагога в «накопительном саквояже» межаттестационного периода. URL: https://coachingineducation.ru/kouchingovye-instrumenty-samorazvitiya-i-samoocenkipedagoga-v-nakopitelnom-sakvoyazhe-mezhattestacionnogo-perioda/ (дата обращения: 24.05.2017).
9. Зырянова А. В. Организация тьюторского сопровождения в образовательном учреждении. URL: https://sites.google.com/site/tutorsoprovogdenie/tema-3-organizacia-tutorskogo-soprovozdenia-v-obrazovatelnom-ucrezdenii (дата обращения: 21.06.2017).
10. Булычева А. Е. Супервизия и/или методическое сопровождение в образовании. URL: http://www.supervis.ru/content/19072097-bulycheva-ae-superviziya-iili-metodicheskoe-soprovozhdenie-v-obrazovanii (дата обращения: 29.08.2017).
Выпуск: 4, 2017
Серия выпуска: Выпуск № 4
Рубрика: ВОСПИТАНИЕ МОЛОДЕЖИ
Страницы: 75 — 80
Скачиваний: 1404