Научно-педагогическое обозрение
RU EN






Сегодня: 18.07.2025
Главная Выпуски журнала 2018 Год Выпуск №2 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ ТЕХНИЧЕСКИХ ВУЗОВ
  • Главная
  • Текущий выпуск
  • Выпуски журнала
    • 2025 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
    • 2024 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
    • 2023 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
    • 2022 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
    • 2021 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
    • 2020 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
    • 2019 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
    • 2018 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
    • 2017 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
    • 2016 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
    • 2015 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
    • 2014 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
    • 2013 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
  • Рейтинг
  • Поиск
  • Новости
  • Редакционная коллегия
  • Правила для авторов
  • Порядок рецензирования
  • Читателям
  • Публикационная Этика Издания
  • Контактная информация
  • Разместить статью
  • Поступившие статьи
  • Принятые в печать
  • Оформить подписку
  • Служебный вход
vestnik.tspu.ru
praxema.tspu.ru
ling.tspu.ru
npo.tspu.ru
edujournal.tspu.ru

E-LIBRARY (РИНЦ)
Ulrich's Periodicals Directory
Google Scholar
EBSCO
Поиск по автору
- Не выбрано -
  • - Не выбрано -
Яндекс.Метрика

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ ТЕХНИЧЕСКИХ ВУЗОВ

Филичев Сергей Александрович, Лукашевич Ольга Дмитриевна, Талдонова Наталья Владимировна

DOI: 10.23951/2307-6127-2018-2-32-40

Информация об авторе:

Филичев Сергей Александрович, старший преподаватель, Томский государственный архитектурно-строительный университет (пл. Соляная, 2, Томск, Россия, 634003). E-mail: coba77@mail.ru Лукашевич Ольга Дмитриевна, доктор технических наук, профессор, Томский государственный архитектурно-строительный университет (пл. Соляная, 2, Томск, Россия, 634003).E-mail: odluk@yandex.ru Талдонова Наталья Владимировна, старший преподаватель, Томский государственный архитектурно-строительный университет (пл. Соляная, 2, Томск, Россия, 634003). E-mail: Ot-oc@mail.ru

Обсуждаются особенности экологической подготовки студентов российских технических вузов в условиях реформирования системы образования. Инженерно-технический профиль будущего бакалавра обязывает строить эколого-образовательный процесс иначе, чем в случае гуманитарного или естественно-научного направлений подготовки студентов. В качестве теоретических оснований эколого-профессиональной подготовки будущего инженера предложены системный, аксиологический и тезаурусный подходы. Вместе они обеспечивают развитие экологической культуры личности – главной цели эколого-образовательной деятельности. Рассматривается необходимость представления экологической компетентности выпускника (совокупности взаимосвязанных когнитивного, творческо-деятельностного, мотивационно-ценностного, рефлексивно-оценочного компонентов) как отражения сформированности экологической культуры. Описаны методы и формы обучения, способствующие формированию компонентов экологической компетентности студентов технического вуза. Системный подход реализован через использование в качестве инструментария элементов категориально-системной методологии. Описаны и обоснованы режимы педагогического взаимодействия преподавателя и студента в модели компенсационного гомеостата. Обоснована важность формирования эколого-профессиональной терминосистемы будущего инженера и перспективность использования для этого тезаурусного подхода. Показаны возможности развития его через новый прием обучения – триадическую дешифровку, включающую выявление сущностных характеристик определяемого термина через систему трех взаимодополняемых соподчиненных понятий. Описан ряд информационных критериев, описывающих формирование эколого-центрического мировоззрения, являющегося фундаментом экологической культуры студента. Рассматриваются формы и методы формирования экологических ценностей студентов технического вуза. Обозначенные в работе теоретические основания экологической подготовки обладают эвристическим потенциалом, поскольку открывается возможность совершенствования и развития методов эколого-профессиональной подготовки студентов технических вузов.

Ключевые слова: экологическая подготовка, профессиональное образование, системный подход, аксиологический подход, тезаурус, категориально-системная методология

Библиография:

1. Абдрашитова И. В. Формирование нравственного и эстетического компонентов экологической культуры студентов педвуза: дис. … канд. пед. наук. Казань, 2004. 196 с.

2. Аргунова М. В. Экологическое образование в интересах устойчивого развития как надпредметное направление модернизации школьного образования: дис. … д-ра пед. наук. М., 2010. 381 с.

3. Гришаева Ю. М. Концепция формирования эколого-профессиональной компетентности студентов гуманитарного вуза: дис. … д-ра пед. наук. М., 2014. 374 с.

4. Ермаков Д. С. Формирование экологической компетентности учащихся: теория и практика. М.: МИОО, 2009. 180 с.

5. Несговорова Н. П. Подготовка к эколого-педагогической деятельности в системе непрерывного профессионального образования: автореф. дис. … д-ра пед. наук. Курган, 2015. 42 с.

6. Медведева С. А., Тимофеева С. С. Экология техносферы. М.: Форум – Инфра-М, 2016. 200 с.

7. Бордовская Н. В. Педагогическая системология: учеб. пособие. М.: Дрофа, 2009. 464 с.

8. Прикот О. Г. Методологические основания педагогической системологии: дис. … д-ра пед. наук. СПб., 1997. 303 с.

9. Филичев С. А. Использование дебатов в экологической подготовке бакалавров строительства // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (TSPU Bulletin). 2016. Вып. 1 (166). С. 51–56.

10. Разумов В. И. Категориально-системная методология в подготовке ученых. Омск, 2004. 277 с.

11. Луков Вал. А., Луков Вл. А. Тезаурусы. Субъектная организация гуманитарного знания. М., 2008. 784 с.

12. Гринев-Гриневич С. В. Терминоведение. М.: Академия, 2008. 304 с.

13. Луков Вал. А., Луков Вл. А. Гуманитарное знание: тезаурусный подход // Вестн. международной академии наук. Русская секция. 2006. № 1. С. 68–75.

14. Сидорина В. А. Проектирование методического обеспечения в системе непрерывного профессионального образования на основе тезаурусного подхода: автореф. … дис. канд. пед наук. Казань, 2003. 23 с.

15. Абдулмянова И. Р. Формирование профессионального тезауруса личности как цель профессионального образования // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (TSPU Bulletin). 2010. Вып. 2 (92). С. 36–39.

filichev_s._a._32_40_2_20_2018.pdf ( 464.49 kB ) filichev_s._a._32_40_2_20_2018.zip ( 454.02 kB )

Выпуск: 2, 2018

Серия выпуска: Выпуск № 2

Рубрика: ПРОБЛЕМЫ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Страницы: 32 — 40

Скачиваний: 1396

Для цитирования:


© 2025 Научно-педагогическое обозрение

Разработка и поддержка: Лаборатория сетевых проектов ТГПУ