Научно-педагогическое обозрение
RU EN






Сегодня: 18.07.2025
Главная Выпуски журнала 2018 Год Выпуск №2 ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ НЕТИПИЧНОГО РЕБЕНКА В ИНКЛЮЗИВНОМ КЛАССЕ: КОМПАРАЦИЯ ЗАПАДНОЙ И РОССИЙСКОЙ РЕФЛЕКСИИ
  • Главная
  • Текущий выпуск
  • Выпуски журнала
    • 2025 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
    • 2024 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
    • 2023 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
    • 2022 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
    • 2021 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
    • 2020 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
    • 2019 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
    • 2018 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
    • 2017 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
    • 2016 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
    • 2015 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
    • 2014 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
    • 2013 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
  • Рейтинг
  • Поиск
  • Новости
  • Редакционная коллегия
  • Правила для авторов
  • Порядок рецензирования
  • Читателям
  • Публикационная Этика Издания
  • Контактная информация
  • Разместить статью
  • Поступившие статьи
  • Принятые в печать
  • Оформить подписку
  • Служебный вход
vestnik.tspu.ru
praxema.tspu.ru
ling.tspu.ru
npo.tspu.ru
edujournal.tspu.ru

E-LIBRARY (РИНЦ)
Ulrich's Periodicals Directory
Google Scholar
EBSCO
Поиск по автору
- Не выбрано -
  • - Не выбрано -
Яндекс.Метрика

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ НЕТИПИЧНОГО РЕБЕНКА В ИНКЛЮЗИВНОМ КЛАССЕ: КОМПАРАЦИЯ ЗАПАДНОЙ И РОССИЙСКОЙ РЕФЛЕКСИИ

Мельник Юлия Владимировна

DOI: 10.23951/2307-6127-2018-2-95-105

Информация об авторе:

Мельник Юлия Владимировна, кандидат педагогических наук. Московский государственный психолого-педагогический университет (ул. Сретенка, 29, Москва, Россия, 127051). E-mail: melnik_stav@mail.ru

Проведен сравнительный анализ теоретико-концептуальных представлений в области организации и дальнейшей реализации психолого-педагогического сопровождения нетипичного учащегося в условиях инклюзивного образовательного процесса. Выделены психолого-педагогические приемы инициации эмфатической комфортности каждого ребенка в инклюзивной образовательной среде. Приведены практические примеры подобных приемов: создание ситуаций социальной успешности для нетипичного лица в инклюзивной группе, внедрение элементов креативности для решения проблем в инклюзивном коллективе и ряд других приемов. Представлены принципы психолого-педагогической поддержки, способствующие успешности нетипичного ребенка в инклюзивном классе (резистентность, кооперация между всеми субъектами, опора на потенциал личности учащегося и другие). Обозначены педагогические модификации, оптимизирующие процесс инклюзивного обучения (смена мотивов инклюзивного обучения, закрепление позитивных поведенческих форм коммуникации в инклюзивной группе и ряд других модификаций). Рассмотрены виды адаптивности, сформированные как результат эффективного психолого-педагогического сопровождения нетипичного ребенка в условиях инклюзии: гносеологическая, перцептивная, социально-коммуникативная и семиотическая адаптации.

Ключевые слова: психолого-педагогическое сопровождение, инклюзивное образование, нетипичный ребенок, нетипичность, педагог-психолог

Библиография:

1. Smith T. E. Teaching students with special needs in inclusive settings. 4th ed. Boston, MA: Pearson Education, Inc., 2008. 465 p.

2. Peterson M. J. Inclusive teaching: The journey towards effective schools for all learners. 2th ed. Boston, MA: Pearson Education, Inc., 2010. 507 p.

3. Выготский Л. С. Педагогическая психология. М.: Педагогика-Пресс, 1996. 536 с.

4. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. СПб.: Питер, 2002. 720 с.

5. Абульханова К. А. Методологический принцип субъекта: исследование жизненного пути личности // Психологический журнал. 2014. № 2. С. 5–18.

6. Vaughn S., Bos C. S. Strategies for teaching students with learning and behavior problems. 8th ed. Upper Saddle River, NJ: Pearson Education, Inc., 2012. 450 p.

7. Gargiulo R. M., Metcalf D. Teaching in today’s inclusive classrooms: a universal design for learning approach. Belmont, CA: Wadsworth Cengage Learning, 2013. 504 p.

8. Jones V., Jones L. Comprehensive classroom management: creating communities of support and solving problems. Boston: Pearson Education, Inc., 2007. 480 p.

9. Налчаджян А. А. Психологическая адаптация: механизмы и стратегии. М.: Эксмо, 2010. 368 с.

10. Ильин Е. П. Психология общения и межличностных отношений. СПб.: Питер, 2012. 576 с.

11. Хотинец Ю. В., Коробейникова А. Я. Психологические механизмы продуктивного копинг-поведения в проблемных коммуникативных ситуациях // Психологический журнал. 2016. Т. 37, № 4. С. 59–73.

melnik_y._v._95_105_2_20_2018.pdf ( 434.82 kB ) melnik_y._v._95_105_2_20_2018.zip ( 426.46 kB )

Выпуск: 2, 2018

Серия выпуска: Выпуск № 2

Рубрика: ОБЩЕЕ И ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Страницы: 95 — 105

Скачиваний: 1514

Для цитирования:


© 2025 Научно-педагогическое обозрение

Разработка и поддержка: Лаборатория сетевых проектов ТГПУ