Научно-педагогическое обозрение
RU EN






Сегодня: 16.07.2025
Главная Выпуски журнала 2018 Год Выпуск №3 ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА ОБУЧАЮЩИХСЯ, ОСВАИВАЮЩИХ ПРОФЕССИЮ УЧИТЕЛЯ В ВУЗЕ
  • Главная
  • Текущий выпуск
  • Выпуски журнала
    • 2025 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
    • 2024 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
    • 2023 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
    • 2022 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
    • 2021 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
    • 2020 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
    • 2019 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
    • 2018 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
    • 2017 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
    • 2016 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
    • 2015 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
    • 2014 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
    • 2013 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
  • Рейтинг
  • Поиск
  • Новости
  • Редакционная коллегия
  • Правила для авторов
  • Порядок рецензирования
  • Читателям
  • Публикационная Этика Издания
  • Контактная информация
  • Разместить статью
  • Поступившие статьи
  • Принятые в печать
  • Оформить подписку
  • Служебный вход
vestnik.tspu.ru
praxema.tspu.ru
ling.tspu.ru
npo.tspu.ru
edujournal.tspu.ru

E-LIBRARY (РИНЦ)
Ulrich's Periodicals Directory
Google Scholar
EBSCO
Поиск по автору
- Не выбрано -
  • - Не выбрано -
Яндекс.Метрика

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА ОБУЧАЮЩИХСЯ, ОСВАИВАЮЩИХ ПРОФЕССИЮ УЧИТЕЛЯ В ВУЗЕ

Мезинов Владимир Николаевич, Филатова Ирина Юрьевна

DOI: 10.23951/2307-6127-2018-3-75-84

Информация об авторе:

Мезинов Владимир Николаевич, доктор педагогических наук, профессор, Елецкий государственный университет им. И. А. Бунина (ул. Коммунаров, 28, Елец, Россия, 1399770). E-mail: vmezinov127@yandex.ru Филатова Ирина Юрьевна, старший преподаватель, Елецкий государственный университет им. И. А. Бунина (ул. Коммунаров, 28, Елец, Россия, 1399770). E-mail: udacha_i@mail.ru

В настоящее время развитие социального интеллекта будущего учителя – актуальная проблема. Об этом свидетельствуют исследования современных ученых (В. А. Генкина (2000), М. А. Лукичева (2004), Н. А. Макарова (20013) и др.). Целесообразность развития социального интеллекта будущего учителя обусловлена его взаимосвязью с такими понятиями, как «профессионально важные качества», «профессиональные способности» и «профессионализм». Социальный интеллект обеспечивает будущему учителю конкурентоспособность, успешность в профессиональной деятельности и повышение качества образования. Целью исследования являлось изучение особенностей и уровня развития социального интеллекта обучающихся, осваивающих профессию учителя в вузе. По результатам исследования выявлено четыре группы испытуемых с нормальным, среднесильным, среднеслабым и низким социальным интеллектом. Это позволило определить некоторые особенности социального интеллекта у будущих учителей и подтвердить актуальность развития социального интеллекта. Для развития социального интеллекта обучающихся, осваивающих профессию учителя в вузе, предложен комплекс педагогических условий. Предложенные условия могут являться основополагающим компонентом образовательной среды, позволяющим наиболее оптимально сконструировать процесс развития социального интеллекта будущего учителя в вузе.

Ключевые слова: социальный интеллект будущего учителя, педагогическая профессия, педагогические условия

Библиография:

1. Михайлова Е. С. Социальный интеллект: концепции, модели, диагностика. СПб.: Изд-во СПб. ун-та, 2007. 266 с.

2. Куницина В. Н., Казаринова Н. В., Погольша В. М. Межличностное общение: учебник. СПб.: Питер, 2001. 544 с.

3. Андреев В. И. Диалектика воспитания и самовоспитания творческой личности: Основы педагогики творчества. Казань: Изд-во КГУ, 1988. 238 с.

4. Ипполитова Н., Стерехова Н. Анализ понятия «педагогические условия»: сущность, классификация. URL: http://docplayer.ru/178175-Analiz-ponyatiya-pedagogicheskie-usloviya-sushchnost-klassifikaciya-analysis-of-the-notionpedagogical-conditions-essence-and-classification.html (дата обращения: 20.03.2018).

5. Куприянов Б. В., Дынина С. А. Современные подходы к определению сущности категории «педагогические условия» // Вестник Костромского гос. ун-та им. Н. А. Некрасова. 2001. № 2. С. 101–104.

6. Социальный интеллект: Теории, измерения, исследования / под ред. Д. В. Люсина, Д. В. Ушакова. М.: Институт психологии РАН, 2004. 176 с.

7. Андреева Г. М. Социальная психология: учебник. М: Аспект-Пресс, 2007. 363 с.

8. Зимняя И. А. Педагогическая психология: учебник. М.: Логос, 2005. 384 с.

9. Савенков А. И. Социальный интеллект как проблема психологии одаренности и творчества // Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2005. Т. 2, № 4. С. 94–101. URL: https://www.hse.ru/data/2011/04/27/1210612711/94-101.pdf (дата обращения: 20.03.2018).

10. Мандель Б. Р. Профессионально ориентированное обучение: проблематика и технологии: учеб. пособие. Москва; Берлин: Директ-Медиа, 2016. 341 с.

11. Шаповаленко И. В. Возрастная психология (Психология развития и возрастная психология): учебник. М.: Гардарики, 2005. 349 с.

12. Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии / под ред. И. И. Ильясова, В. Я. Ляудис. Т. 2: Работы советских психологов периода 1946–1980 гг. М.: Изд-во МГУ, 1981. 304 с.

13. Ратанова Т. А., Домашенко И. А. Психология общая. Экспериментальная психология: учебник. М.: МГОПУ им. М. А. Шолохова, АНОО НОУ, 2004. 459 с.

mezinov_v._n._75_84_3_21_2018.pdf ( 441.18 kB ) mezinov_v._n._75_84_3_21_2018.zip ( 430.19 kB )

Выпуск: 3, 2018

Серия выпуска: Выпуск № 3

Рубрика: ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ПЕДАГОГА

Страницы: 75 — 84

Скачиваний: 1546

Для цитирования:


© 2025 Научно-педагогическое обозрение

Разработка и поддержка: Лаборатория сетевых проектов ТГПУ