Научно-педагогическое обозрение
RU EN






Сегодня: 19.07.2025
Главная Выпуски журнала 2018 Год Выпуск №3 ЭТАПЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЭТНОКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ХУДОЖНИКА, ДИЗАЙНЕРА
  • Главная
  • Текущий выпуск
  • Выпуски журнала
    • 2025 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
    • 2024 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
    • 2023 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
    • 2022 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
    • 2021 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
    • 2020 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
    • 2019 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
    • 2018 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
    • 2017 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
    • 2016 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
    • 2015 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
    • 2014 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
    • 2013 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
  • Рейтинг
  • Поиск
  • Новости
  • Редакционная коллегия
  • Правила для авторов
  • Порядок рецензирования
  • Читателям
  • Публикационная Этика Издания
  • Контактная информация
  • Разместить статью
  • Поступившие статьи
  • Принятые в печать
  • Оформить подписку
  • Служебный вход
vestnik.tspu.ru
praxema.tspu.ru
ling.tspu.ru
npo.tspu.ru
edujournal.tspu.ru

E-LIBRARY (РИНЦ)
Ulrich's Periodicals Directory
Google Scholar
EBSCO
Поиск по автору
- Не выбрано -
  • - Не выбрано -
Яндекс.Метрика

ЭТАПЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЭТНОКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ХУДОЖНИКА, ДИЗАЙНЕРА

Долгих Николай Андреевич

DOI: 10.23951/2307-6127-2018-3-85-93

Информация об авторе:

Долгих Николай Андреевич, кандидат педагогических наук, доцент, Томский государственный педагогический университет (ул. Киевская, 60, Томск, Россия, 634061). E-mail: nadolgich@mail.ru

Рассматривается понятие этнокультуры как средства приобщения к духовной культуре своего народа, источника вдохновения для творчества современных художников, дизайнеров. Актуальность введения основ этнокультуры в содержание образования обусловлена эффективностью образовательного и воспитательного воздействия этнотематики. В процессе уточнения понятия «этнокультурная компетентность» выделены три уровня: аксиологический, деятельностный, творческий. Представлены задания экспериментальной программы, направленной на формирование этнокультурной компетентности, которые выполняются в два этапа. Задачами первого этапа освоения программы являются повышение уровня этнокультурной осведомленности студентов, деятельностное погружение в этнокультурную среду, закрепление на практике знаний и навыков по основам композиции с использованием этнокультурной тематики, на основе этнокультурных образцов. Задачи второго этапа реализации программы – творческая интерпретация, обретение индивидуального, авторского стиля художника, дизайнера, выполняющего авторскую, творческую работу на основе этностиля. Эти задачи решаются в процессе разработки и выполнения фирменного стиля по мотивам этнокультуры.

Ключевые слова: этнокультура, этнокультурная компетентность, кулайская культура, этнодизайн, фирменный стиль

Библиография:

1. Концепция художественного образования в Российской Федерации // Искусство в школе. 2002. № 2. С. 84–86.

2. Кухта М. С. Этнодизайн как основа формирования толерантного отношения к традициям разных культур // Вестник Тувинского гос. ун-та. Социальные и гуманитарные науки. 2015. № 1. С. 159–162.

3. Долгих Н. Н. Педагогические условия обеспечения непрерывности становления профессиональной компетентности преподавателя изобразительного искусства: дис. ... канд. пед. наук. Томск, 2005.

4. Зимняя И. А. Педагогическая психология: учеб. для вузов. 3-е изд., пересмотр. Москва: МПСИ; Воронеж: МОДЭК, 2010. 447 с.

5. Хуторской А. В. Современная дидактика: учеб. пособие. 2-е изд., перераб. М.: Высшая школа, 2007. С. 159–182.

6. Кузин В. С. Психология живописи. 4-е изд. испр. М., 2005.

7. Зайцев А. С. Наука о цвете и живописи. М.: Искусство, 1986. 158 с.

8. Мелик-Пашаев А. А. Проявление одаренности как норма развития // Психологическая наука и образование. 2014. Т. 19, № 4. С. 15–21.

9. Сурина М. О., Сурин А. А. История образования и цветодидактики. М.: ИКЦ МарТ; Ростов н/Д: Издат. центр МарТ, 2003.

10. Зинченко В. П. О целях и ценностях образования // Педагогика. 1995.

11. Зинченко В. П. Принципы психологической педагогики // Педагогика. 2001. № 6.

12. Назаров Ю. В. Особенности и перспективы развития современного российского дизайна: проблемы, прогнозы, региональные особенности: дис. ... д-ра искусствоведения. М., 2003. 346 с.

13. Быстрова Т. Ю. Вещь. Форма. Стиль: Введение в философию дизайна. Екатеринбург: Изд-во Уральского ун-та, 2001. 288 с

14. Каримова И. С. Формирование проектно-образного мышления студентов-дизайнеров средствами графики: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Хабаровск, 2005.

15. Ковешникова E. H. Теория и методика художественного и профессионального образования (на материале подготовки дизайнеров): дис. ... д-ра пед. наук. М., 2000. 388 с.

dolgikh_n._a._85_93_3_21_2018.pdf ( 386.79 kB ) dolgikh_n._a._85_93_3_21_2018.zip ( 377.51 kB )

Выпуск: 3, 2018

Серия выпуска: Выпуск № 3

Рубрика: ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА В ВУЗЕ

Страницы: 85 — 93

Скачиваний: 1377

Для цитирования:


© 2025 Научно-педагогическое обозрение

Разработка и поддержка: Лаборатория сетевых проектов ТГПУ