Научно-педагогическое обозрение
RU EN






Сегодня: 17.07.2025
Главная Выпуски журнала 2018 Год Выпуск №3 СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД К ОПРЕДЕЛЕНИЮ НОРМЫ И ОТКЛОНЕНИЙ В ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЯХ МАТЕРИНСТВА
  • Главная
  • Текущий выпуск
  • Выпуски журнала
    • 2025 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
    • 2024 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
    • 2023 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
    • 2022 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
    • 2021 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
    • 2020 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
    • 2019 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
    • 2018 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
    • 2017 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
    • 2016 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
    • 2015 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
    • 2014 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
    • 2013 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
  • Рейтинг
  • Поиск
  • Новости
  • Редакционная коллегия
  • Правила для авторов
  • Порядок рецензирования
  • Читателям
  • Публикационная Этика Издания
  • Контактная информация
  • Разместить статью
  • Поступившие статьи
  • Принятые в печать
  • Оформить подписку
  • Служебный вход
vestnik.tspu.ru
praxema.tspu.ru
ling.tspu.ru
npo.tspu.ru
edujournal.tspu.ru

E-LIBRARY (РИНЦ)
Ulrich's Periodicals Directory
Google Scholar
EBSCO
Поиск по автору
- Не выбрано -
  • - Не выбрано -
Яндекс.Метрика

СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД К ОПРЕДЕЛЕНИЮ НОРМЫ И ОТКЛОНЕНИЙ В ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЯХ МАТЕРИНСТВА

Шелехов Игорь Львович

DOI: 10.23951/2307-6127-2018-3-206-216

Информация об авторе:

Шелехов Игорь Львович, кандидат психологических наук, доцент, член-корреспондент Международной академии психологических наук, Томский государственный педагогический университет (ул. Киевская, 60, Томск, Россия, 634061). E-mail: brief@sibmail.com

Раскрывается содержание термина «девиантное материнство», указываются различные степени выраженности расстройства поведения матери. Выделяются четыре основных режима функционирования системы «мать – ребенок», отражающие основные варианты практической реализации материнства: нормативное и условно нормативное материнство, нарушения материнско-детских взаимоотношений, девиантное материнство (антисоциальная форма), девиантное материнство (протосоциальная форма). Приведена авторская система диагностических критериев и оценки материнско-детских взаимоотношений. Приводятся авторские графические изображения, наглядно иллюстрирующие вариативность материнства и основные варианты его практической реализации. Материалы статьи дополняют существующие гносеологические представления о проблеме определения нормы и отклонений в психологических исследованиях материнства.

Ключевые слова: методология науки, психология, подход, система, личность, исследование, материнство, мать, ребенок, взаимоотношения, оценка, норма, отклонение, девиация

Библиография:

1. Брутман В. И., Варга А. Я., Хамитова И. Ю. Влияние семейных факторов на формирование девиантного поведения матери // Психологический журнал. 2000. Т. 21, № 2. С. 79–87.

2. Залевский Г. В., Мамышева Н. Л., Шелехов И. Л. Индивидуально-психологические особенности беременных в прогнозе формирования девиантных форм материнского поведения // Сибирский психол. журнал. 2005. № 22. С. 7–12.

3. Шелехов И. Л., Уразаев А. М. Психологическая коррекция девиантных форм материнского поведения. Томск: Изд-во Том. гос. пед. ун-та, 2009. 128 с.

4. Жигинас Н. В., Семке В. Я. Психическое здоровье семьи. Томск: Изд-во Том. гос. пед. ун-та, 2013. 304 с.

5. Шелехов И. Л., Гребенникова Е. В. Методологический подход к исследованию репродуктивного поведения женщины как системному структурно-уровневому феномену // Вестник Томского гос. пед. ун-та (TSPU Bulletin). 2015. Вып. 9 (162). С. 89–95.

6. Шелехов И. Л. Системный подход как методологический базис личностно ориентированных психологических исследований // Научно-педагогическое обозрение (Pedagogical Review). 2017. Вып. 2 (16). С. 9–20.

7. Шелехов И. Л., Белозёрова Г. В. Взаимодействие систем «личность» – «социум» // Научно-педагогическое обозрение (Pedagogical Review). 2017. Вып. 3 (17). С. 117–126.

8. Шелехов И. Л., Берестнева О. Г. Репродуктивное здоровье женщины: психологические и социальные аспекты. Томск: Изд-во Томского политехнического ун-та, 2013. 366 с.

9. Шелехов И. Л., Гребенникова Е. В., Иваничко П. В. Методы активного социально-психологического обучения: учеб.- метод. комплекс. Томск: Изд-во Том. гос. пед. ун-та, 2014. 264 с.

10. Шелехов И. Л., Белозёрова Г. В. Визуализация семейной системы: Метод Б. Хеллингера в контексте научной парадигмы // ΠΡΑΞΗΜΑ. Проблемы визуальной семиотики (ΠΡΑΞΗΜΑ. Journal of Visual Semiotics). 2017. Вып. 1 (11). С. 86–103.

11. Шелехов И. Л., Белозёрова Г. В. Личностные аспекты адаптации в исследовании образов, символов, сюжетов сновидений. Томск: Изд-во Томского гос. пед. ун-та, 2016. 420 с.

12. Smyshlyaeva L. G., Demina L. S., Shelekhov I. L., Nasonov D. B., Kravchenko O. I., Kalinina S. S. Peer Mentoring as a Professional Test for Trainee Teachers in the Sphere of Deviant Behavior Prevention of Minors // Linguistic and Cultural Studies: Traditions and Innovations Proceedings of the XVIIth International Conference on Linguistic and Cultural Studies (LKTI 2017), October 11–13, 2017, Tomsk, Russia. P. 37–43. URL: https://link.springer.com/book/10.1007/978-3-319-67843-6 (дата обращения: 26.01.2018).

shelehov_i._l._206_216_3_21_2018.pdf ( 751.32 kB ) shelehov_i._l._206_216_3_21_2018.zip ( 736.04 kB )

Выпуск: 3, 2018

Серия выпуска: Выпуск № 3

Рубрика: ПСИХОЛОГИЯ

Страницы: 206 — 216

Скачиваний: 3215

Для цитирования:


© 2025 Научно-педагогическое обозрение

Разработка и поддержка: Лаборатория сетевых проектов ТГПУ