О ВОЗМОЖНОСТЯХ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИГРОВОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ НА ПЕСКЕ В КОРРЕКЦИИ НАРУШЕНИЙ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
DOI: 10.23951/2307-6127-2018-4-9-17
Рассматривается актуальность использования игрового моделирования на песке при обучении творческому рассказыванию как вариант инновационных технологий в коррекционной работе с дошкольниками с общим недоразвитием речи. Дана психофизиологическая характеристика связной речи в онтогенезе. Рассмотрены психолого-педагогические особенности связной речи дошкольников с общим недоразвитием речи. Приведены результаты экспериментального исследования связной речи дошкольников с общим недоразвитием речи и моделирования логопедической работы. Игровое моделирование на песке представлено в роли нового стимула, служащего для создания благоприятного эмоционального фона, способствующего включению в работу сохранных и активизации нарушенных психических функций в процессе обучения творческому рассказыванию посредством игрового моделирования на песке. Элемент игрового моделирования представляется как отдельный игровой прием или частичное использование дидактической игры в образовательном процессе. Предлагаемая техника предоставляет возможности как для вербальной, так и для невербальной экспрессии с применением разнообразных предметов, песка, воды и прочих материалов. Использование игрового моделирования на песке позволяет стабилизировать психоэмоциональное состояние, совершенствовать координацию движений, пальцевую моторику, стимулировать развитие сенсорно-перцептивной сферы, развивать навыки общения, связную речь, пространственную ориентацию.
Ключевые слова: логопедическая коррекция, дошкольники, инновационные технологии, творческое рассказывание, общее недоразвитие речи, игровое моделирование на песке, коррекционно-развивающие занятия
Библиография:
1. Зотова Т. В., Каштанова С. Н. Игровое моделирование на песке как элемент здоровьесбережения в логопедической коррекции нарушений связной речи у дошкольников с общим недоразвитием речи // Всероссийская онлайн-конференция «Дети с ОВЗ. Проблемы здоровьесберегающей деятельности в ОО». Нижний Новгород, 2018.
2. Глухов А. П. Основы коррекционной педагогики и специальной психологии: учебно-метод. пособие для пед. и гуманит. вузов. М.: МГТУ им. М. А. Шолохова, 2007. 312 с.
3. Медведева Е. А., Левченко И. Ю., Комиссарова Л. Н., Добровольская Т. А. Артпедагогика и арттерапия в специальном образовании: учеб. для студентов сред. и высш. пед. учеб. заведений. М.: Academia, 2001. 246 c.
4. Кудрина Л. В., Панфиленко Г. И., Бондаренко Т. А., Григорян К. И. Здоровьесберегающие технологии в коррекционной работе // Актуальные задачи педагогики: материалы II Междунар. науч. конф. (г. Чита, июнь 2012 г.). Чита: Молодой ученый, 2012. 169 с.
5. Грабенко Т. М., Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Чудеса на песке: Практикум по песочной терапии. СПб.: Речь, 2005. 340 с.
6. Венгер Л. А. Восприятие и обучение. М.: Просвещение, 1969. 365 с.
7. Эльконин Д. Б. Развитие речи в дошкольном возрасте. М.: Изд-во Академии пед. наук РСФСР, 1959. 240 с.
8. Запорожец А. В. Избранные психологические труды: в 2 т. Т. I: Психическое развитие ребенка. М.: Педагогика, 1986. 320 с.
9. Дахин А. Н. Технология реализации модели образовательной компетентности / под ред. А. Ж. Жафярова. Новосибирск: Изд-во НГПУ, 2015. 202 с.
10. Панфилова А. П. Игровое моделирование в деятельности педагога: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / под общ. ред. В. А. Сластёнина, И. А. Колесниковой. 3-е изд., испр. М.: Академия, 2008. 368 с.
11. Фоминых М. В. Игровое моделирование как средство подготовки студента профессионально-педагогического учебного заведения: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Екатеринбург, 2011. 27 c.
Выпуск: 4, 2018
Серия выпуска: Выпуск № 4
Рубрика: ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ
Страницы: 9 — 17
Скачиваний: 1150