Научно-педагогическое обозрение
RU EN






Сегодня: 18.07.2025
Главная Выпуски журнала 2018 Год Выпуск №4 ФОРМИРОВАНИЕ СВЯЗЕЙ МЕЖДУ ПОНЯТИЯМИ СРЕДСТВАМИ УЧЕБНЫХ ТЕКСТОВ (НА ПРИМЕРЕ ПОНЯТИЯ «ФУНКЦИЯ»)
  • Главная
  • Текущий выпуск
  • Выпуски журнала
    • 2025 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
    • 2024 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
    • 2023 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
    • 2022 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
    • 2021 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
    • 2020 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
    • 2019 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
    • 2018 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
    • 2017 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
    • 2016 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
    • 2015 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
    • 2014 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
    • 2013 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
  • Рейтинг
  • Поиск
  • Новости
  • Редакционная коллегия
  • Правила для авторов
  • Порядок рецензирования
  • Читателям
  • Публикационная Этика Издания
  • Контактная информация
  • Разместить статью
  • Поступившие статьи
  • Принятые в печать
  • Оформить подписку
  • Служебный вход
vestnik.tspu.ru
praxema.tspu.ru
ling.tspu.ru
npo.tspu.ru
edujournal.tspu.ru

E-LIBRARY (РИНЦ)
Ulrich's Periodicals Directory
Google Scholar
EBSCO
Поиск по автору
- Не выбрано -
  • - Не выбрано -
Яндекс.Метрика

ФОРМИРОВАНИЕ СВЯЗЕЙ МЕЖДУ ПОНЯТИЯМИ СРЕДСТВАМИ УЧЕБНЫХ ТЕКСТОВ (НА ПРИМЕРЕ ПОНЯТИЯ «ФУНКЦИЯ»)

Гельфман Эмануила Григорьевна, Каменская Ирина Валентиновна

DOI: 10.23951/2307-6127-2018-4-60-71

Информация об авторе:

Гельфман Эммануила Григорьевна, доктор педагогических наук, профессор, Томский государственный педагогический университет (ул. Киевская, 60, Томск, Россия, 634061). E-mail: mina.gelfman@yandex.ru Каменская Ирина Валентиновна, кандидат физико-математических наук, Томский государственный педагогический университет (ул. Киевская, 60, Томск, Россия, 634061). E-mail: kamenskayaiv@tspu.edu.ru

Фундаментальное значение для развития мышления подростка, его интеллектуального воспитания имеет образование понятий. Организация обучения, направленного на учет закономерностей процесса формирования понятийного мышления, является актуальной в методике обучения естественно-научным дисциплинам. Знание на понятийном уровне – это знание совокупностей признаков. Характер усвоения отдельного понятия определяется тем, насколько оно взаимосвязано с другими. Установление разнообразных связей между понятиями особенно важно при изучении такого фундаментального понятия математики, как функция, которое способствует выявлению взаимной связи и обусловленности различных явлений, а как показывают исследования, эта его роль не всегда реализуется. Поэтому нужны специальные развивающие учебные тексты, создающие условия для установления связей между понятиями на каждой из фаз процесса образования понятия «функция»: мотивировка, категоризация, обогащение, перенос. Знание типологии подобных учебных текстов создает условия для повышения качества изучения этого понятия, формирования универсальных учебных действий различных блоков.

Ключевые слова: учебный текст, функция, фазы образования понятия, родо-видовые связи, операции классификации, распознавания, межпредметные связи между понятиями

Библиография:

1. Выготский Л. С. Психология подростка: Собр. соч. М.: Педагогика, 1984. Т. 4. С. 5–242.

2. Хинчин А. Я. Педагогические статьи. Академия педагогических наук РСФСР / под ред. Б. В. Гнеденко. М., 1963. 204 с.

3. Далингер В. А. Внутрипредметные связи как методическая основа совершенствования процесса обучения математике в школе: дис. ... д-ра пед. наук. Омск, 1992. 400 с.

4. Иванова Т. А. Теоретические основы гуманитаризации общего математического образования: автореф. ... дис. д-ра пед. наук. Москва, 1998.43 с.

5. Холодная М. А. Психология понятийного мышления: От концептуальных структур к понятийным способностям. М.: Институт психологии РАН, 2012. 288 с.

6. Столяр А. А. Логические проблемы преподавания математики: дис. ... д-ра пед. наук. Могилев, 1968. 326 с.

7. Слепкань З. И. Методическая система реализации развивающей функции обучения математике в средней школе: дис. ... д-ра пед. наук в форме научного доклада. М., 1987. 47 с.

8. Метельский Н. В. Психолого-педагогические основы дидактики математики. Минск: Вышейшая школа, 1977. 160 с.

9. Шапиро С. И. Использование задач с практическим содержанием в преподавании математики: книга для учителя. М.: Просвещение, 1990. 96 с.

10. Bell A. Shell centre for mathematical Education, Review 1984–1988. England, 1988. 142 p.

11. Просвирова И. Г. Роль аналогии и мотивации учебной деятельности при обучении математике // Модернизация содержания школьного образования: проблемы, решения, перспективы: материалы Всерос. конф. Томск: Изд-во Томского гос. пед. ун-та, 2003. С. 17–21.

12. Гельфман Э. Г., Холодная М. А. Психодидактика школьного учебника: Интеллектуальное воспитание учащихся. М.: Юрайт, 2018. 324 с.

13. Гельфман Э. Г. и др. Алгебра: учебник для 9 класса. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013. 272 с.

14. Гельфман Э. Г. и др. Алгебра: практикум для 9 класса. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2016. 263 с.

15. Лебединцев К. Ф. Преподавание алгебры и начал анализа: пособие для учителей. Киев: Радяньска школа, 1984. 248 с.

gelfman_e._g._60_71_4_22_2018.pdf ( 467.85 kB ) gelfman_e._g._60_71_4_22_2018.zip ( 450.92 kB )

Выпуск: 4, 2018

Серия выпуска: Выпуск № 4

Рубрика: ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Страницы: 60 — 71

Скачиваний: 1147

Для цитирования:


© 2025 Научно-педагогическое обозрение

Разработка и поддержка: Лаборатория сетевых проектов ТГПУ