ФОРМИРОВАНИЕ СВЯЗЕЙ МЕЖДУ ПОНЯТИЯМИ СРЕДСТВАМИ УЧЕБНЫХ ТЕКСТОВ (НА ПРИМЕРЕ ПОНЯТИЯ «ФУНКЦИЯ»)
DOI: 10.23951/2307-6127-2018-4-60-71
Фундаментальное значение для развития мышления подростка, его интеллектуального воспитания имеет образование понятий. Организация обучения, направленного на учет закономерностей процесса формирования понятийного мышления, является актуальной в методике обучения естественно-научным дисциплинам. Знание на понятийном уровне – это знание совокупностей признаков. Характер усвоения отдельного понятия определяется тем, насколько оно взаимосвязано с другими. Установление разнообразных связей между понятиями особенно важно при изучении такого фундаментального понятия математики, как функция, которое способствует выявлению взаимной связи и обусловленности различных явлений, а как показывают исследования, эта его роль не всегда реализуется. Поэтому нужны специальные развивающие учебные тексты, создающие условия для установления связей между понятиями на каждой из фаз процесса образования понятия «функция»: мотивировка, категоризация, обогащение, перенос. Знание типологии подобных учебных текстов создает условия для повышения качества изучения этого понятия, формирования универсальных учебных действий различных блоков.
Ключевые слова: учебный текст, функция, фазы образования понятия, родо-видовые связи, операции классификации, распознавания, межпредметные связи между понятиями
Библиография:
1. Выготский Л. С. Психология подростка: Собр. соч. М.: Педагогика, 1984. Т. 4. С. 5–242.
2. Хинчин А. Я. Педагогические статьи. Академия педагогических наук РСФСР / под ред. Б. В. Гнеденко. М., 1963. 204 с.
3. Далингер В. А. Внутрипредметные связи как методическая основа совершенствования процесса обучения математике в школе: дис. ... д-ра пед. наук. Омск, 1992. 400 с.
4. Иванова Т. А. Теоретические основы гуманитаризации общего математического образования: автореф. ... дис. д-ра пед. наук. Москва, 1998.43 с.
5. Холодная М. А. Психология понятийного мышления: От концептуальных структур к понятийным способностям. М.: Институт психологии РАН, 2012. 288 с.
6. Столяр А. А. Логические проблемы преподавания математики: дис. ... д-ра пед. наук. Могилев, 1968. 326 с.
7. Слепкань З. И. Методическая система реализации развивающей функции обучения математике в средней школе: дис. ... д-ра пед. наук в форме научного доклада. М., 1987. 47 с.
8. Метельский Н. В. Психолого-педагогические основы дидактики математики. Минск: Вышейшая школа, 1977. 160 с.
9. Шапиро С. И. Использование задач с практическим содержанием в преподавании математики: книга для учителя. М.: Просвещение, 1990. 96 с.
10. Bell A. Shell centre for mathematical Education, Review 1984–1988. England, 1988. 142 p.
11. Просвирова И. Г. Роль аналогии и мотивации учебной деятельности при обучении математике // Модернизация содержания школьного образования: проблемы, решения, перспективы: материалы Всерос. конф. Томск: Изд-во Томского гос. пед. ун-та, 2003. С. 17–21.
12. Гельфман Э. Г., Холодная М. А. Психодидактика школьного учебника: Интеллектуальное воспитание учащихся. М.: Юрайт, 2018. 324 с.
13. Гельфман Э. Г. и др. Алгебра: учебник для 9 класса. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013. 272 с.
14. Гельфман Э. Г. и др. Алгебра: практикум для 9 класса. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2016. 263 с.
15. Лебединцев К. Ф. Преподавание алгебры и начал анализа: пособие для учителей. Киев: Радяньска школа, 1984. 248 с.
Выпуск: 4, 2018
Серия выпуска: Выпуск № 4
Рубрика: ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ
Страницы: 60 — 71
Скачиваний: 827