ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РЕФЛЕКСИЯ КУЛЬТУРНЫХ СМЫСЛОВ ТЕОЛОГИЧЕСКОГО ЗНАНИЯ В СИСТЕМЕ ПОСТДИПЛОМНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
DOI: 10.23951/2307-6127-2018-4-143-150
В условиях констатируемого сегодня духовного кризиса и поиска «инструментов» его преодоления актуализируется качественное обновление системы постдипломного образования через придание большего внимания культурно-гуманитарному плану преподавания учебных предметов. Имея это в виду, предлагается не игнорировать культурное значение религиозного знания, которое органически вплетено в русскую литературу, историю, русскую педагогику. Представлен опыт исследования теологических знаний педагогов в системе постдипломного образования. Проведен анализ литературы в области изучаемой проблемы, показавший попытки исследователей осмыслить роль культурных ценностей, которые несет религия, в педагогическом образовании и предложить технологии их освоения. Рассмотрен онтогенез культурного опыта чтения и понимания религиозных текстов как важной составляющей развития аксиологических основ мировоззрения педагога. Обоснованы причины обращения учителя к теологическому знанию как культурной составляющей русской культуры.
Ключевые слова: культурные ценности религии, теологическое знание, педагогическая рефлексия, теологическая духовно-гуманитарная компетентность педагога
Библиография:
1. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года URL: https://rg.ru/2015/06/08/vospitanie-dok.html (дата обращения: 23.05.2018).
2. Закон об образовании 2012 г. URL: https://www.assessor.ru/zakon/273-fz-zakon-ob-obrazovanii-2013/87/ (дата обращения: 3.06.2018).
3. Захарченко М. В. Подготовка педагогов к освоению начал православной культуры в педагогической деятельности // Вестник Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. 2007. Вып. 2. С. 27–32.
4. Костюкова Т. А. Проблемы профессионального самоопределения будущего педагога в традиционных российских духовных ценностях: поиски и решения. Томск, 2002. 235 с.
5. Розина О. В. Ключевые и предметные компетенции в мировоззрении и самосознании преподавателей «Православной культуры» // Вестник Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. 2011. Вып. 3 (22). С. 8–9.
6. Розина О. В. Роль критического мышления и рефлексивной культуры учителей в подготовке к преподаванию православной культуры и духовно-нравственному воспитанию школьников // Вестник Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. 2013. Вып. 2 (29). С. 39–43.
7. Вульфов Б. З., Харькин В. Н. Педагогика рефлексии: взгляд на профессиональную подготовку учителя: учебное пособие. М., 1995.
8. Гладких Л. П. Педагогические условия подготовки педагогов к духовно-нравственному воспитанию детей дошкольного возраста: автореф. дис. … канд. пед. наук. Курск, 2005. 18 с.
9. Самогаев Д. Е. Информационно-содержательная основа подготовки учителя к преподаванию духовно-нравственной культуры: автореф. дис. … канд. пед. наук. М., 2010. С. 22–27.
10. Мумрикова Л. И. Образ учителя православной культуры: профессиональные, нравственные и духовные качества // Вестник Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. IV: Педагогика. Психология. 2012. Вып. 2 (25). С. 21–25.
11. Шмеман А., протопресвитер. Я верю. Что это значит? М., 2013. С. 8–9.
12. Лимасольский Афанасий, митрополит. Открытое сердце Церкви. М., 2016. С. 126–128.
13. Булгаков С., протоиерей. Свет невечерний. Созерцания и умозрения. URL: http://predanie.ru/bulgakov-sergey-nikolaevichprotoierey/book/72697-svet-nevecherniy (дата обращения: 20.06.2018).
14. Ильин И. А. Аксиомы религиозного опыта. М., 2004. 137 с.
15. Конституция РФ. URL: https://www.zakonrf.info/konstitucia/28/ (дата обращения: 22.06.2018).
Выпуск: 4, 2018
Серия выпуска: Выпуск № 4
Рубрика: ПРОБЛЕМЫ ВОСПИТАНИЯ
Страницы: 143 — 150
Скачиваний: 860