Научно-педагогическое обозрение
RU EN






Сегодня: 16.07.2025
Главная Выпуски журнала 2018 Год Выпуск №4 ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НЕТРАДИЦИОННЫХ ФОРМ ОБУЧЕНИЯ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ДИСЦИПЛИНЫ «ШКОЛЬНЫЙ ХИМИЧЕСКИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ»
  • Главная
  • Текущий выпуск
  • Выпуски журнала
    • 2025 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
    • 2024 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
    • 2023 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
    • 2022 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
    • 2021 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
    • 2020 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
    • 2019 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
    • 2018 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
    • 2017 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
    • 2016 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
    • 2015 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
    • 2014 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
    • 2013 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
  • Рейтинг
  • Поиск
  • Новости
  • Редакционная коллегия
  • Правила для авторов
  • Порядок рецензирования
  • Читателям
  • Публикационная Этика Издания
  • Контактная информация
  • Разместить статью
  • Поступившие статьи
  • Принятые в печать
  • Оформить подписку
  • Служебный вход
vestnik.tspu.ru
praxema.tspu.ru
ling.tspu.ru
npo.tspu.ru
edujournal.tspu.ru

E-LIBRARY (РИНЦ)
Ulrich's Periodicals Directory
Google Scholar
EBSCO
Поиск по автору
- Не выбрано -
  • - Не выбрано -
Яндекс.Метрика

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НЕТРАДИЦИОННЫХ ФОРМ ОБУЧЕНИЯ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ДИСЦИПЛИНЫ «ШКОЛЬНЫЙ ХИМИЧЕСКИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ»

Шабанова Ирина Анатольевна, Ковалёва Светлана Владимировна, Семибратова Оксана Сергеевна

DOI: 10.23951/2307-6127-2018-4-72-79

Информация об авторе:

Шабанова Ирина Анатольевна, кандидат педагогических наук, доцент, Томский государственный педагогический университет (ул. Киевская, 60, Томск, Россия, 634061). E-mail: timobix555@yandex.ru Ковалева Светлана Владимировна, доктор химических наук, профессор, Томский государственный педагогический университет (ул. Киевская, 60, Томск, Россия, 634061). E-mail: svetkovaleva@rambler.ru Семибратова Оксана Сергеевна, магистрант, Томский государственный педагогический университет (ул. Киевская, 60, Томск, Россия, 634061). E-mail: semibratova.magistr@gmail.com

Проведен анализ определения «форма обучения» в педагогической литературе. Выявлены отличительные особенности нетрадиционных форм обучения в вузе, включающие концептуальную основу, цели занятия, его структуру, подготовку и деятельность преподавателя и обучающихся на занятии. Дано определение нетрадиционной форме обучения на основе анализа педагогической, методической литературы и с учетом требований Федерального государственного образовательного стандарта. Охарактеризованы занятия по дисциплине «Школьный химический эксперимент» в педагогическом вузе. Обоснован выбор использования игровой технологии и технологии кроссенс на занятиях по систематизации и обобщению знаний студентов. Представлены результаты рефлексии для определения отношения студентов к использованию нетрадиционных форм обучения: игровой и кроссенс-технологии.

Ключевые слова: формы обучения, нетрадиционные формы обучения и их отличительные признаки, школьный химический эксперимент, игровая технология обучения, технология кроссенс

Библиография:

1. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 44.03.05 «Педагогическое образование» (с двумя профилями подготовки) (уровень бакалавриата). URL: http://fgosvo.ru/uploadfiles/fgosvob/440305.pdf (дата обращения: 24.02.2018)

2. Прохоров А. М. Большой энциклопедический словарь. М.: Советская энциклопедия, 1993. 1632 с.

3. Чередов И. М. Система форм организации обучения в советской школе. М.: Просвещение, 1987. 152 с.

4. Лихачев Б. Т. Педагогика. Курс лекций: учеб. пособие для студентов пед. учеб. заведений и слушателей ИПК и ФПК. 4-е изд., перераб. и доп. М.: Юрайт-М, 2001. 607 с.

5. Педагогика: учебное пособие / Б. З. Вульфов, В. Д. Иванов, А. Ф. Меняев, В. А. Мижериков, П. И. Пидкасистый / под ред. П. И. Пидкасистого. 2-е изд., испр. и доп. М.: Юрайт, 2011. 640 с.

6. Современный словарь по педагогике / под ред. Е. С. Рапацевич. Минск: Современное слово, 2001. 928 с.

7. Подласый И. П. Педагогика: учебник для пед. вузов. 2-е изд., доп. М.: Издательство Юрайт; ИД Юрайт, 2011. 574 с.

8. Шабанова И. А., Лысакова Е. Н. Школьный химический эксперимент: учебно-метод. пособие. Томск: Изд-во Томского гос. пед. ун-та, 2004. 70 с.

9. Вассерман В. И. Формирование творческой личности студента в процессе обучения в вузе // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (TSPU Bulletin). 2015. Вып. 7 (160). С. 133–137.

10. Иващенко Г. А., Шкуратова А. П. Организация нетрадиционных форм проведения занятий в соответствии с индивидуальными особенностями студентов как способ повышения творческих способностей // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (TSPU Bulletin). 2014. Вып. 6 (147). С. 14–17.

11. Лысакова Е. Н., Шабанова И. А. Теория и методика обучения химии. Нетрадиционные уроки по химии: методика проведения: учебно-метод. пособие. Томск: Изд-во Томского гос. пед. ун-та, 2008. 142 с.

12. Кларин М. В. Педагогическая технология в учебном процессе. М.: Знание, 2003. 224 с.

13. Кроссенс – игра для эрудитов // Наука и жизнь. 2002. Вып. 12. URL: https://www.nkj.ru/archive/articles/5105/ (дата обращения: 12.01.2018).

14. Семибратова О. С., Шабанова И. А. Использование технологии кроссенс при изучении дисциплины «Школьный химический эксперимент» // Развитие педагогического образования в России: сб. материалов I Всерос. научно-метод. конф. с междунар. участием (23–27 января 2018 г.). Томск: Изд-во Томского гос. пед. ун-та, 2018. С. 145–150.

shabanova_i._a._72_79_4_22_2018.pdf ( 490.44 kB ) shabanova_i._a._72_79_4_22_2018.zip ( 440.28 kB )

Выпуск: 4, 2018

Серия выпуска: Выпуск № 4

Рубрика: ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Страницы: 72 — 79

Скачиваний: 1424

Для цитирования:


© 2025 Научно-педагогическое обозрение

Разработка и поддержка: Лаборатория сетевых проектов ТГПУ