ВНЕДРЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНДАРТА «ПЕДАГОГ-ПСИХОЛОГ» В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ: СТРУКТУРНО-СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ
DOI: 10.23951/2307-6127-2018-4-123-132
Представлен структурно-содержательный анализ основных этапов апробирования и ввода в действие профессионального стандарта «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)» в образовательных учреждениях Российской Федерации, осуществленных в период с 2012 по 2019 г. Обозначаются требования недавно утвержденного профессионального стандарта «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)», предъявляемые к психологу, работающему в образовательных учреждениях. Показано, что профессиональным стандартом предъявляются довольно высокие требования к соискателям должностей, связанных с психолого-педагогической деятельностью. Отмечается, что эффективная реализация общетрудовых и трудовых функций, обозначенных в профессиональном стандарте, возможна при сформированности у педагога-психолога определенных универсальных, общепрофессиональных и профессиональных компетенций, связанных с трудовыми действиями, необходимыми умениями и знаниями.
Ключевые слова: стандартизация, стандарт, профессиональный стандарт, апробация, внедрение профессионального стандарта, должность, педагог-психолог, образовательное учреждение
Библиография:
1. Егорова М. А. О подготовке кадров в условиях применения профессиональных стандартов в области образования (на примере педагогов-психологов) // Психолого-педагогические исследования. 2017. Т. 9, вып. 3. С. 30–38.
2. Забродин Ю. М., Леонова О. И. Организация применения профессионального стандарта «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)» в режиме адаптации // Психолого-педагогические исследования. 2017. Т. 9, вып. 3. С. 19–29.
3. Профессиональный стандарт «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)». Приказ Минтруда России от 24.07.2015 № 514-н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)». URL: http://профстандартпедагога.рф (дата обращения: 10.09.2018).
4. Ямбург Е. А. Что принесет учителю новый профессиональный стандарт педагога? М.: Просвещение, 2014. 175 с.
5. Войтеховская М. П., Смышляева Л. Г., Веснина Л. В., Колесникова Е. В., Матвеев Д. М., Пояркова О. Н., Высокоморная Ю. И. Проектирование процесса бакалаврской подготовки педагогов для системы профессионального образования в условиях стандартизации профессиональной деятельности // Научно-педагогическое обозрение (Pedagogical Review). 2017. Вып. 2 (16). С. 131–143.
6. Буравлева Н. А., Грицкевич Н. К. Личностное развитие школьников в условиях реализации Федерального государственного образовательного стандарта нового поколения // Вестник Томского гос. пед. ун-та (TSPU Bulletin). 2014. Вып. 1 (142). С. 21–26.
7. Слободчиков В. И., Исаев Е. А. Психология образования человека. М.: Изд-во ПТСГУ, 2014. 431 с.
8. Корытова Г. С., Корытов И. В. Проблема педагогического взаимодействия в образовательном пространстве вуза // Глобальная научная интеграция. 2013. № 6. С. 109–113.
9. Васягина Н. Н., Минюрова С. А., Пестова Н. В. Опыт апробации и целевые ориентиры внедрения профессионального стандарта «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)» как современный инструмент управления кадровым потенциалом // Психолого-педагогические исследования. 2017. Т. 9, вып. 3. С. 48–60.
10. Ярецкий Ю. Л., Зыкова Н. Ю. Приведение в соответствие квалификационных характеристик практикующих психологов требованиям профильных профессиональных стандартов (региональная практика) // Психолого-педагогические исследования. 2017. Т. 9, вып. 3. С. 104–115.
11. Корытова Г. С., Корытова А. И. Профессиональный стандарт «Педагог-психолог» в сфере образования: основные задачи, структура и этапы внедрения // Развитие педагогического образования в России: материалы I Всеросс. научно-метод. конф. с междунар. участием. Томск: Томский гос. пед. ун-т, 2018. С. 3–10.
12. Рубцов В. В. Психология образования в интересах детей // Психолого-педагогические исследования. 2017. Т. 9, вып. 3. С. 2–18.
13. Корытова Г. С., Закотнова Е. Ю. Психологическая безопасность и защищенность образовательной среды: факторы риска, угрозы и условия // Вестник Томского гос. пед. ун-та (TSPU Bulletin). 2015. Вып. 9 (162). С. 96–102.
14. Егоров И. А. Профессиональный экзамен как инструмент формирования траектории совершенствования квалификации педагогического работника // Психолого-педагогические исследования. 2017. Т. 9, вып. 3. С. 149–155.
15. Ямбург Е. Ш. Внедрение профессионального стандарта педагога: необходимость второго шага // Педагогическая наука и образование. 2016. Т. 21, № 2. С. 35-43.
Выпуск: 4, 2018
Серия выпуска: Выпуск № 4
Рубрика: ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ
Страницы: 123 — 132
Скачиваний: 1162