ЛИТЕРАТУРНЫЕ СПОСОБНОСТИ: ПРОБЛЕМА ПСИХОДИАГНОСТИКИ И РАЗРАБОТКИ МЕТОДОВ ЭМПИРИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
DOI: 10.23951/2307-6127-2019-1-28-37
Показано, что интерес к научным исследованиям в области персонологии способствовал привлечению внимания психологов к изучению психологической природы литературных способностей и процессов художественного творчества писателей. Отмечается, что в настоящее время исследователи ведут поиск интегративного психологического показателя, позволяющего характеризовать личность, обладающую литературными способностями. Описывается вклад ученых в сфере разработки диагностического инструментария для изучения психологических проявлений литературных способностей и специфики литературно-художественного творчества. Показано, что разработка методов диагностики психологических особенностей творчески одаренной личности является одной из центральных проблем эмпирических исследований в области психологического знания. Российскими психологами проводится разработка психодиагностических методик для диагностики особенностей творческого мышления. Однако исследователи испытывают значительные трудности в нахождении внешнего критерия. Единая обобщенная мера валидности для креативности до сих пор не установлена. Особые трудности вызывает создание психологических тестов, с помощью которых можно проводить изучение природы специальных способностей, литературно-художественной одаренности. В настоящий момент специализированных тестов для изучения литературной одаренности не разработано, поэтому задача их создания является объективно актуальной.
Ключевые слова: психология способностей, психология писателя, литературные способности, литературно-художественное творчество, психологическая диагностика способностей, методы психодиагностики
Библиография:
1. Гройсман А. Л. Основы психологии художественного творчества. М.: Когито-Центр, 2003. 184 с.
2. Ильин Е. П. Психология творчества, креативности, одаренности. СПб.: Питер, 2009. 444 с.
3. Ковалев А. Г. Психология литературного творчества. Л.: ЛГУ, 1960. 136 с.
4. Корытова А. И., Корытова Г. С. Профессионально значимые качества личности писателя: историко-хронологические диспозиции исследований // Комплексные исследования человека: Психология: материалы VII Сибирского психологического форума. Томск: Национальный исследовательский Томский государственный университет, 2017. С. 108–112.
5. Боб ылев Е. Л. Психологический анализ литературного творчества в работах отечественных психологов конца XIX – 30-х годов ХХ века: дис. ... канд. психол. наук. М., 2008. 233 с.
6. Корытова А. И., Корытова Г. С. Психология литературного творчества как научное направление: этап становления (последняя треть XIX – первая половина XX в.) // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (TSPU Bulletin). 2016. Вып. 11 (176). С. 162–169.
7. Арнаудов М. П. Психология литературного творчества. М.: Прогресс, 1970. 655 с.
8. Грифцов Б. А. Психология писателя. М.: Художественная литература, 1988. 462 с.
9. Абакумова И. В., Бабиянц К. А. Диагностика художественно-эстетической одаренности. Ростов н/Д: Южный федеральный университет, 2012. 69 с.
10. Богоявленская Д. Б. Психометрическая интерпретация творчества. Научный вклад Дж. Гилфорда. М.: МГППУ, 2011. 265 с.
11. Корытова Г. С. Психолого-педагогическая диагностика (теоретические основания). Томск: Изд-во ТГПУ, 2016. 272 с.
12. Туник Е. Е. Лучшие тесты на креативность: диагностика творческого мышления. М.: Питер, 2013. 315 с.
13. Туник Е. Е. Диагностика креативности. Тест Е. Торренса. СПб.: Речь, 2006. 174 с.
14. Корытова А. И., Корытова Г. С. Феноменология бессознательного в литературно-художественном творчестве // Научно-педагогическое обозрение (Pedagogical Review). 2017. Вып. 4 (18). С. 47–58. DOI: 10.23951/2307-6127-2017-4-47-58.
15. Богоявленская Д. Б. Психология творческих способностей. М.: Академия, 2002. 317 с.
16. Алексеева Л. Г., Воронин А. Н., Галкина Т. В. Развитие и диагностика способностей. М.: Наука, 1991. 177 с.
Выпуск: 1, 2019
Серия выпуска: Выпуск № 1
Рубрика: ПСИХОЛОГИЯ
Страницы: 28 — 37
Скачиваний: 978