МОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ ОБЩИХ КОМПЕТЕНЦИЙ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНАМ МАТЕМАТИЧЕСКОГО И ЕСТЕСТВЕННО-НАУЧНОГО ЦИКЛА
DOI: 10.23951/2307-6127-2019-1-90-100
Модель разработана с позиций деятельностного, личностно ориентированного и компетентностного подходов к организации образовательного процесса. Описаны составляющие блоки разработанной модели: социальный заказ, концептуальный, целевой, содержательный, организационно-деятельностный и оценочно-результативный. Социальный заказ отражает потребности общества и государства, потребности и индивидуальные особенности студентов, а также профессионализм преподавателей. Концептуальный блок выступает теоретико-методологической базой формирования общих компетенций и определяет содержание всех других блоков разработанной модели. Целевой блок включает цель, задачи данного процесса, основанные на соблюдении дидактических принципов. Поскольку личностные качества характеризуются мотивационным, когнитивным и деятельностным компонентами, то данные компоненты были выделены в содержательный блок. Организационно-деятельностный блок предусматривает отбор средств, методов, форм организации учебной деятельности для формирования общих компетенций. Оценочно-результативный блок определяет эффективность формирования общих компетенций, зависящей от конкретных результатов, в основе которых лежат определенные критерии, показатели и уровни сформированности общих компетенций.
Ключевые слова: структурно-функциональная педагогическая модель, общие компетенции, научные методологические подходы, уровни методологического анализа, компоненты личностных качеств, блоки моделирования
Библиография:
1. Анисимов П. Ф. О программе развития воспитания в системе среднего профессионального образования // Среднее проф. образование. 2001. № 6. С. 30–34.
2. Suggested Citation: Gordon, Jean et al. Key competences in Europe: Opening Doors For Lifelong Learners Across the School Curriculum and Teacher Education, (CASE Network Reports). Warsaw, Center for Social and Economic Research, 2009. No. 87. 328 p.
3. Лукашевич В. К. Модели и метод моделирования в человеческой деятельности / под ред. Л. В. Уварова. Минск: Наука и техника, 1983. 120 с.
4. Словарь иностранных слов. 15-е изд., испр. М.: Рус. яз., 1998. 607 с.
5. Глинский Б. А., Грязнов Б. С., Дынин Б. С., Никитин Е. П. Моделирование как метод научного исследования: гносеологический анализ. М.: МГУ, 1985. 248 с.
6. Блауберг И. В., Юдин Э. Г. Становление и сущность системного подхода. М.: Наука, 1973. 191 с.
7. Попков В. А., Коржуев А. В. Дидактика высшей школы: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. 2-е изд., испр. и доп. М.: Академия. 2004. 192 с.
8. Якиманская И. С. Личностно ориентированное обучение в современной школе. М.: Сентябрь, 2000. 112 с.
9. Лумбунова Н. Б. О модели формирования общих компетенций в процессе обучения математическим и естественно научным дисциплинам // Сб. материалов V научной конференции с международным участием «Геометрия многообразий и ее приложения». Улан-Удэ: БГУ, 2018. С. 239–243.
10. Камалеева А. Р. Концепция формирования самообразовательных умений, навыков и основных естественно-научных компетенций учащейся молодежи в процессе непрерывного естественно-научного образования // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (TSPU Bulletin). 2012. Вып. 2 (117). С. 139–146.
11. Лумбунова Н. Б. Критерии и показатели сформированности общих компетенций специалиста среднего звена // Педагогический имидж. 2017. № 4. С. 120–127.
Выпуск: 1, 2019
Серия выпуска: Выпуск № 1
Рубрика: ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТА В ВУЗЕ
Страницы: 90 — 100
Скачиваний: 1002