ГОТОВНОСТЬ УЧИТЕЛЯ К НАМЕРЕННОЙ РЕАЛИЗАЦИИ ЦЕЛЕЙ КАК ВОПРОС ИНФОРМАТИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ
DOI: 10.23951/2307-6127-2019-2-17-29
Представлены теоретические подходы к проектированию научно-методического обеспечения процесса повышения квалификации учителя в современных условиях постановки образовательных целей в форме компетенционных характеристик ученика. Охарактеризована специфика современной образовательной ситуации, проявляющаяся в формировании нового терминологического пространства, необходимости педагогического прогнозирования цельного образа выпускника школы, запуске процессов его вертикального (между разными уровнями образовательной системы), горизонтального (территориального, в том числе межнационального) и межсубъектного согласования. Утверждается, что новый международный подход к управлению образовательными системами, соответствуя специфике постиндустриального общества, является новым вызовом для профессионализма учителя. Дан анализ нормативных требований к умениям учителя на основании Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», федеральных государственных образовательных стандартов основного общего образования и квалификационных характеристик должности учителя. Утверждается, что важным условием поддержки профессионализма является научно-методическое обеспечение процесса повышения квалификации. Прогнозируются негативные последствия отсутствия такой поддержки, названы проблемы, выявленные в процессе курсовой подготовки учителей Приморского края. В качестве определяющего подхода к проектированию педагогических условий развития профессионализма учителя названа постановка исследовательской проблемы. Утверждается, что проблема готовности учителя к работе в условиях нормативной определенности целей образования, выраженных в компетенционных характеристиках ученика, является частным случаем противоречия между нормативной заданностью деятельности и индивидуальным характером ее реализации. Такая постановка проблемы предполагает не только обновление содержания дополнительных профессиональных программ, но и отбор средств обучения, позволяющих выработать индивидуальный характер деятельности. Выдвигается предположение о том, что инструментом преодоления такого противоречия являются информационные технологии.
Ключевые слова: учитель, цели образования, компетентность учителя, повышение квалификации, информационные технологии
Библиография:
1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ (ред. от 31.12.2014) «Об образовании в Российской Федерации».
2. Вяземский Е. Е. Национальные образовательные стандарты по истории: западный опыт // Новая и новейшая история. 2011. № 6. С. 117–124.
3. Вяземский Е. Е. Национальные образовательные стандарты: расстановка приоритетов // Просвещение. Общественные науки. 2012. № 2. URL: http://socialnauki.prosv.ru/article/1237#1 (дата обращения: 20.11.2018).
4. Приказ Минобрнауки России от 17 декабря 2010 года № 1897 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования». URL: https://минобрнауки.рф/938 (дата обращения: 20.11.2018).
5. Tuning / Educational Structures in Europe. URL: http://www.unideusto.org/tuningeu/home.html (дата обращения: 20.11.2018).
6. Леонтьев А. Н. Психологические вопросы сознательности учения // Известия АПН РСФСР. 1947. Вып. 7. URL: http://www.culturedialogue.org/drupal/ru/node/2187 (дата обращения: 20.11.2018).
7. Зеер Э. Ф., Павлова А. М., Сыманюк Э. Э. Модернизация профессионального образования: компетентностный подход: учеб. пособие. М., 2005. 216 с.
8. Боюр Р. В. Биржа компетенций и биржа методических разработок в образовательной программе вуза как механизмы системы управления качеством практико-ориентированного образования // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. Специальный выпуск «Технологии управления организацией. Качество продукции и услуг. Вып. 3». Самара: Самарский научный центр РАН, 2007. С. 220–225.
9. Скворцов В. Н. Формирование личности XXI века: о европейской доминанте развития современного российского образования // Образование через всю жизнь: Непрерывное образование в интересах устойчивого развития: тр. междунар. сотрудничества / сост. Н. А. Лобанов; под науч. ред. Н. А. Лобанова и В. Н. Скворцова. СПб.: ЛГУ им. А. С. Пушкина, 2011. Вып. 9. 750 с.
10. Компетенции в образовании: опыт проектирования: сб. науч. тр. / под ред. А. В. Хуторского. М.: Научно-внедренческое предприятие «ИНЭК», 2007. 327 с.
11. Асмолов А. Г. Культурно-историческая психология и конструирование миров. М.: Институт практической психологии; Воронеж: МОДЭК, 1996. 768 с.
12. Тряпицына А. П. Современные тенденции развития качества педагогического образования // Человек и образование. 2012. № 3 (32). С. 4–10.
13. Адольф В. А., Степанова И. Ю. Проектирование образовательного процесса на основе компетентностного подхода // Высшее образование в России. 2008. № 3. С. 158–161.
14. Шадриков В. Д. Базовые компетенции педагогической деятельности // Сибирский учитель. 2007. № 6. С. 5–15.
15. Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 26 августа 2010 г. N 761н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел “Квалификационные характеристики должностей работников образования”». URL: http://base.garant.ru/199499/#ixzz5YCFKljO6 (дата обращения: 20.11.2018).
16. Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 18 октября 2013 г. № 544н «Об утверждении профессионального стандарта “Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)”».
17. Приказ Министерства образования и науки РФ от 24 июля 2017 г. № 703 «Об утверждении Плана мероприятий («дорожной карты») Министерства образования и науки Российской Федерации по формированию и введению национальной системы учительского роста». URL: http://www.apkpro.ru/837.html (дата обращения: 20.11.2018).
18. Аминов Н. А. Модельные характеристики способностей и одаренности учителя // Способности. К 100-летию со дня рождения Б. М. Теплова. Дубна, 1997. С. 289–305.
19. Сериков В. В. Субъективная реальность педагога // Педагогика. 2005. № 10. С. 53–61.
20. Профессионализм современного педагога: методика оценки уровня квалификации педагогических работников / под науч. ред. В. Д. Шадрикова. М.: Логос, 2011. 168 с.
21. Леонтьев А. Н. Избранные психологические произведения: в 2 т. М.: Педагогика, 1983. Т. 1. 320 с.
22. Климов Е. А. Образ мира в разнотипных профессиях. М.: Изд-во МГУ, 1995. 224 с.
23. Пряжников Н. С. Психологический смысл труда: учеб. пособие к курсу «Психология труда и инженерная психология». Москва: Ин-т практической психологии; Воронеж: НПО «МОДЭК», 1997. 352 с.
24. Шадриков В. Д. Качество педагогического образования: учеб. пособие. М.: Логос, 2012. 200 с.
25. Дудко В. В. Целеполагание педагога как проявление его интенциональности. Развитие межкультурных коммуникаций и международного сотрудничества в области моды, дизайна и культуры: материалы IV Междунар. науч.-практ. конф., проходящей в рамках Тихоокеанской ассамблеи творческой молодежи «Под знаком дизайна». 25 мая 2006 г. Владивосток: Изд-во ВГУЭС, 2006. 244 с.
26. Дудко В. В., Чернявская В. С. Педагогическая интенциональность в профессиональной деятельности учителя // Сибирский пед. журн. 2007. № 13 C. 58–62.
27. Дудко В. В. Отношения как показатель интенциональности педагога // Психология отношений в постнеклассической парадигме: сб. ст. участников II Междунар. науч.-практ. конф. «Психология отношений в постнеклассической парадигме» (1–15 декабря 2013 г.). Белово: Изд-во филиала КузГТУ в г. Белово; Велико-Тырново: Изд-во ун-та Св. Кирилла и Св. Мефодия, 2014. С. 87–93.
28. Конев В. А. Заметки о методологии современного образования // Вестник Самарского гос. ун-та. 2015. № 7 (129). С. 179–182. URL: http://vestnik.samsu.ru/tgt/2015_07_179.pdf (дата обращения: 20.11.2018).
29. Гессен С. И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию / отв. ред. и сост. П. В. Алексеев. М.: Школа-Пресс, 1995. 448 с.
30. Подласый И. П. Педагогика: Новый курс: учеб. для студ. высш. учеб. заведений: в 2 кн. М.: ВЛАДОС, 2003. Кн. 1: Общие основы. Процесс обучения. 576 с.: ил.
31. Эпоха «гринфилда» в образовании. Исследование SEDeC Центр образовательных разработок Московской школы управления СКОЛКОВО (SEDeC), сентябрь 2013. 52 с. URL: https://www.skolkovo.ru/public/media/documents/research/education_10_10_13.pdf (дата обращения: 20.11.2018).
32. Асмолов А. Г. Стратегия и методология социокультурной модернизации образования // Проблемы современного образования. 2010. № 4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/strategiya-i-metodologiya-sotsiokulturnoy-modernizatsiiobrazovaniya (дата обращения: 20.11.2018).
33. Сакутин В. А. Образовательное пространство: социальная алхимия или человеческая реальность // Образование для жизни в 21 веке: диалоги ученых и учителей о школьных реформах в АТР: материалы Междунар. науч.-практ. конф. 27–28 апреля 2011 г. Владивосток: Изд-во ПКИППКРО, 2011. С. 63–65.
34. Александров Е. П. Интенциональный диалог как фактор адаптации первокурсников к образовательной среде вуза и профессии. Таганрог: Изд-во НОУ ВПО ТИУиЭ, 2009. 280 с.
35. Новое педагогическое мышление / под ред. А. В. Петровского. М.: Педагогика, 1989. 280 с.
36. Асмолов А. Г. Непройденный путь: от культуры полезности – к культуре достоинства // Перемены. 2008. № 1. С. 11–21.
37. Анисимова В. В., Сериков В. В. Проектирование педагогической деятельности: объективные и субъективные основания // Вестник Оренбургского гос. ун-та. 2004. № 2. С. 63–69.
38. Гусинский Э. Н. Тренинг-семинар как средство достижения полного образовательного эффекта // Международная программа переподготовки преподавателей психологии и педагогики для педагогических учебных заведений России. М., 1994. С. 118–141.
39. Белл Д. Грядущее постиндустриальное общество. М.: Академия, 1999. С. 564.
40. Иллич И. Освобождение от школ. Пропорциональность и современный мир. М.: Просвещение, 2006. С. 160. URL: http://userdocs.ru/filosofiya/12962/index.html?page=4#593689 (дата обращения: 20.11.2018).
41. Звенигородская Г. П. О феноменологии и рефлексии в образовании: книга для учителя. Хабаровск: Изд-во ХГПУ. 2002. 117 с.
42. Печников А. Н., Аванесова Т. П., Шиков А. Н. Альтернативные подходы к проектированию и внедрению компьютерных технологий обучения // ОТО. 2013. № 2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/alternativnye-podhody-k-proektirovaniyu-ivnedreniyu-kompyuternyh-tehnologiy-obucheniya (дата обращения: 20.11.2018).
43. Печников А. Н. Е-дидактика: кому, зачем и в каком виде она нужна // Образовательные технологии и общество. 2013. Т. 16, № 3. С. 326–343. URL: http://elibrary.ru/download/91807992.pdf (дата обращения: 12.11.2017).
Выпуск: 2, 2019
Серия выпуска: Выпуск № 2
Рубрика: ПРЕДМЕТНАЯ ПОДГОТОВКА БУДУЩЕГО ПЕДАГОГА И СПЕЦИАЛИСТА
Страницы: 17 — 29
Скачиваний: 1026