ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ДЕЛОВОЙ ИГРЫ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ КОМПЕТЕНЦИЙ У СТУДЕНТОВ, ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ЭКОНОМИЧЕСКОМУ НАПРАВЛЕНИЮ ПОДГОТОВКИ В ВУЗЕ
DOI: 10.23951/2307-6127-2019-2-107-116
Наличие у выпускника вуза определенного набора компетенций, отвечающих требованиям профессиональных стандартов, стало одним из показателей качества образования. Однако переход от традиционной системы знаний, умений и навыков к профессиональным компетенциям требует от системы высшего образования пересмотра подходов к обучению. Одним из таких подходов является применение различных форм и методик обучения, способствующих формированию у обучающихся ключевых компетенций. Право выбора форм обучения или их комбинаций остается за преподавателем-предметником, однако набор конкретных компетенций регламентируется основной образовательной программой для соответствующего направления подготовки выпускников. Одной из наиболее эффективных форм организации группового обучения является деловая игра. Формирование компетенций у обучающихся происходит через игровую деятельность, направленную на моделирование реальной ситуации, в ходе исполнения участниками определенных социальных ролей. Деловая игра по теме «Статистическое распределение выборки. Эмпирическая функция распределения» по направлению подготовки «Экономика» (квалификация выпускника «бакалавр») была направлена на решение проблемы организации сбора и дальнейшей обработки статистических данных. В ходе игры происходит моделирование деятельности, направленной на сбор и обработку статистических данных. Перед обучающимися была поставлена цель: на основе данных роста студентов всей группы построить интервальный статистический ряд, эмпирическую функцию распределения и гистограмму частостей (относительных частот). Базой для разработки данной деловой игры послужило создание условий, имитирующих процесс обработки статистических данных на разных этапах, каждый из которых опирается на данные предыдущего этапа, поэтому все участники ощущали ответственность за правильность и объективность полученных данных. В качестве результатов данного занятия были актуализированы базовые знания по теме исследования и в соответствии с учебной программой дисциплины обучающимися был достигнут требуемый уровень компетенций. Основные результаты деятельности участников деловой игры были отражены ими в реферативной форме и качестве иллюстрации приведены в настоящей статье.
Ключевые слова: компетенции, компетентность, образовательный процесс, методы обучения, деловая игра, математическая статистика
Библиография:
1. Приказ Министерства образования и науки РФ от 12 ноября 2015 г. N 1327 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 38.03.01 «Экономика (уровень бакалавриата)». Зарегистрировано в Минюсте России 30 ноября 2015 г. N 39906 URL: https://www.tspu.edu.ru/sveden/edustandarts (дата обращения: 18.12.2018).
2. Образовательная программа высшего образования. Направление подготовки 38.03.01 «Экономика», направленность (профиль) подготовки «Финансы и кредит», квалификация выпускника «бакалавр» URL: https://www.tspu.edu.ru/files/sveden/education/obr-prog/38.03.01_Finansy_i_kredit/%D0%9E%D0%9F_38.03.01_%D0%AD%D0%BA%D0%BE%D0%BD%D0%BE%D0%BC%D0%B8%D0%BA%D0%B0_%D0%A4%D0%B8%D0%BD%D0%B0%D0%BD%D1%81%D1%8B_%D0%B8_%D0%BA%D1%80%D0%B5%D0%B4%D0%B8%D1%82_3.11.2016.pdf (дата обращения: 18.12.2018).
3. Жидова Л. А., Мудрук В. И., Холмухаммад Ф. О проблеме формирования профессиональных компетенций будущих учителей математики и физики // Вестник Томского гос. пед. ун-та (TSPU Bulletin). 2017. Вып. 4 (181). С. 84–88.
4. Королева Д. Б., Поздеева С. И. Формирование межкультурной компетенции на основе педагогики совместной деятельности // Вестник Томского гос. пед. ун-та (TSPU Bulletin). 2017. Вып. 1 (178). С. 114–118.
5. Вербицкий А. А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход: метод. пособие. М.: Высш. шк., 1991. 207 c.
6. Филатов О. К. Современные образовательные технологии в высшей школе: теоретико-методологическое исследование инновационной педагогической практики Московского гос. ун-та технологий и управления: в 2 т. М.: Изд-во МГУТУ, 2004. 356. с.
7. Селюжицкая Л. Н. Деловая игра в современном образовательном процессе экономического вуза // Вестник Полесского гос. ун-та. Серия общественных и гуманитарных наук. 2014. Вып. 1. С. 42–45. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/delovaya-igra-v-sovremennom-obrazovatelnom-protsesse-ekonomicheskogo-vuza (дата обращения: 18.12.2018).
8. Атаманова Р. И., Толстой Л. Н. Деловая игра: сущность, методика конструирования и проведения: учеб. пособие. М.: Высш. шк., 2004. С. 36–59.
9. Геронимус Ю. В. Игра, модель, экономика: учеб. пособие. М.: Знание, 1989. 280 с.
10. Иванова В. С. Использование деловой игры «Инноватор» в электронном курсе «Профподготовка на английском языке». URL: http://portal.tpu.ru/eL/consultations/innovator (дата обращения: 17.12.2018).
11. Алешина О. Г. Деловая игра как средство развития профессиональных компетенций студентов. URL: http://www.moluch.ru/archive/63/9313/ (дата обращения: 17.12.2018).
Выпуск: 2, 2019
Серия выпуска: Выпуск № 2
Рубрика: ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТА В ВУЗЕ
Страницы: 107 — 116
Скачиваний: 1069