Научно-педагогическое обозрение
RU EN






Сегодня: 18.07.2025
Главная Выпуски журнала 2019 Год Выпуск №2 РЕЗУЛЬТАТЫ ДИАГНОСТИКИ ОСОБЕННОСТЕЙ ПОЛОРОЛЕВОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ УЧАЩИХСЯ ПЯТЫХ–СЕДЬМЫХ КЛАССОВ
  • Главная
  • Текущий выпуск
  • Выпуски журнала
    • 2025 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
    • 2024 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
    • 2023 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
    • 2022 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
    • 2021 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
    • 2020 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
    • 2019 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
    • 2018 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
    • 2017 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
    • 2016 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
    • 2015 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
    • 2014 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
    • 2013 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
  • Рейтинг
  • Поиск
  • Новости
  • Редакционная коллегия
  • Правила для авторов
  • Порядок рецензирования
  • Читателям
  • Публикационная Этика Издания
  • Контактная информация
  • Разместить статью
  • Поступившие статьи
  • Принятые в печать
  • Оформить подписку
  • Служебный вход
vestnik.tspu.ru
praxema.tspu.ru
ling.tspu.ru
npo.tspu.ru
edujournal.tspu.ru

E-LIBRARY (РИНЦ)
Ulrich's Periodicals Directory
Google Scholar
EBSCO
Поиск по автору
- Не выбрано -
  • - Не выбрано -
Яндекс.Метрика

РЕЗУЛЬТАТЫ ДИАГНОСТИКИ ОСОБЕННОСТЕЙ ПОЛОРОЛЕВОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ УЧАЩИХСЯ ПЯТЫХ–СЕДЬМЫХ КЛАССОВ

Фишман Борис Ентильевич, Липовецкая Анна Андреевна

DOI: 10.23951/2307-6127-2019-2-137-145

Информация об авторе:

Фишман Борис Ентильевич, доктор педагогических наук, профессор, Приамурский государственный университет имени Шолом-Алейхема (ул. Широкая, 70а, Биробиджан, Россия, 679000). E-mail: bef942@mail.ru Липовецкая Анна Андреевна, аспирант, Приамурский государственный университет имени Шолом-Алейхема (ул. Широкая, 70а, Биробиджан, Россия, 679000). E-mail: annalipovetskaya@yandex.ru

Представлены результаты диагностики полоролевого самоопределения учащихся пятых–седьмых классов. Для этого было организовано написание эссе на тему «Когда мне будет 20 лет», в котором каждый учащийся описал свое желаемое будущее. Анализ текстов эссе выполнялся по следующим аспектам: профессия; хобби; развитие своих личностных качеств; семейная жизнь; желательный образ в будущем (в глазах окружающих); занятия в свободное время. Подтверждено предположение о том, что данная методика обладает диагностическими возможностями для выявления особенностей полоролевого самоопределения подростков 11–14 лет в условиях массовой школы. В частности, выявлено, что возраст подростков 11–14 лет статистически значимо не влияет на выбор ими групп профессий, выбор хобби и занятий свободного времени. В некоторой мере возраст влияет на выбор учащимися качеств личности, которые хочется в себе развить. Если учащиеся пятых классов несколько чаще выбирают внутренние (личностные) качества, то семиклассники значительно чаще – внешние характеристики. Воздействие стереотипов социальной желательности в 11 лет проявляется сильнее, чем возрастных стереотипов. Однако к 14 годам эти роли меняются местами: возрастные стереотипы влияют на подростков сильнее, чем стереотипы социальной желательности. По всем аспектам было рассмотрено влияние пола подростков.

Ключевые слова: полоролевое самоопределение, учащиеся 5–7-х классов, диагностика полоролевого самоопределения, результаты диагностики

Библиография:

1. Шеффер Д. Дети и подростки: психология развития. СПб.: Питер, 2003. 976 с.

2. Медведева И. А. Изучение различий в полоролевых стереотипах подростков и старшеклассников // Известия ПГПУ им. В. Г. Белинского. 2012. № 28. С. 1287–1293.

3. Климов Е. А. Психология профессионального самоопределения. Ростов н/Д: Феникс, 1996. 512 с.

4. Хасан Е. Б. Особенности присвоения социальных норм детьми разного пола // Вопросы психологии. 1997. Вып. 3. С. 32–39.

5. Машихина Т. П. Формирование полоролевого поведения подростков: дис. ... канд. пед. наук. Волгоград, 2003. 241 c.

6. Берн Ш. Гендерная психология. М.: Прайм-Еврознак, 2004. 320 с.

7. Алешина Ю. Е., Волович А. С. Проблемы усвоения ролей мужчины и женщины // Вопросы психологии. 1991. № 4 (июль–август). С. 74–82.

8. Ланина Н. Г. К вопросу о коррекции личностных особенностей педагогов – психолого-педагогические условия развития личности учащихся // Тезисы докладов Междунар. науч.-практ. конф.1993. Вып. 1. С. 122–123.

9. Захарова О. В. Социальная идентификация и социальная идентичность в изменяющемся обществе: учеб.-метод. пособие. Иркутск: Изд-во Иркутского гос. ун-та, 2010. 95 с.

10. Дворянчиков Н. В., Носов С. С., Саламова Д. К. Половое самосознание и методы его диагностики. М.: ФЛИНТА: Наука, 2011. 216 с.

fishman_b._e._137_145_2_24_2019.pdf ( 933.59 kB ) fishman_b._e._137_145_2_24_2019.zip ( 915.98 kB )

Выпуск: 2, 2019

Серия выпуска: Выпуск № 2

Рубрика: ДОШКОЛЬНОЕ И ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Страницы: 137 — 145

Скачиваний: 1210

Для цитирования:


© 2025 Научно-педагогическое обозрение

Разработка и поддержка: Лаборатория сетевых проектов ТГПУ