ДВИЖЕНИЕ ЗА НОВУЮ ШКОЛУ В РОССИИ В КОНЦЕ XIX – НАЧАЛЕ XX в.
DOI: 10.23951/2307-6127-2019-2-162-167
Рубеж XIX–XX веков, как показывает история, стал временем поиска новых форм, методов и способов работы с учащимися. Сам термин «авторская школа», который появился в научно-педагогической лексике с конца 1980-х годов, означает наличие у конкретного учебного заведения некой оригинальной педагогической методики обучения и воспитания, особой программы развития школы, педагогической концепции, разработанной отдельным педагогом или авторским коллективом. В рассматриваемый период черты новой «авторской» школы были присущи некоторым, как правило, частным учебным заведениям как в столице, так и за ее пределами. Рассматриваются типы таких учебных заведений, характерные черты школ «нового» типа. Движение за «новые» школы стало отправной точкой тех перемен в общественном понимании значения образования, что послужило толчком в гуманизации отечественной педагогики.
Ключевые слова: «Новые школы», отечественная педагогика, Западно-Сибирский учебный округ
Библиография:
1. Вахтеров В. П. Всеобщее начальное обучение (Реферат, читанный в Московском комитете грамотности). М., 1894. 20 с.
2. Вахтеров В. П. Заметки о народной школе // Ф. Троицкий. Забытые и заброшенные, но крайне необходимые книги нашей школы, особенно духовной. Казань, 1889. С. 61–110.
3. Задача и устройство средней школы. Три доклада: Ганса Корнелиуса, Эрнста Рейзингера, Георга Кершенштейнера. СПб., 1911. 72 с.
4. Залеский В. Ф. К вопросу о реформе средней школы. Казань, 1900. 92 с.
5. Крыжановский П. М. Средние общеобразовательные учебные заведения // Ковалевский Е. П. Народное образование на Всероссийской выставке в Н. Новгороде в 1896 г. СПб., 1897. С. 65–118.
6. Педагогика: учебник / под ред. Л. П. Крившенко. М., 2005. С. 414.
7. Гач О. Б. Организация учебно-воспитательного процесса в негосударственных средних учебных заведениях Западно-Сибирского учебного округа в начале XX века // Вестник Томского гос. пед. ун-та (TSPU Bulletin). 2009. Вып. 12. С. 113.
8. Бим-Бад Б. М. Педагогический энциклопедический словарь. М., 2002. С. 11.
9. Образование: словарь-справочник / авт.-сост. А. Л. Кураков. М., 2004. С. 4.
10. Фейзрахманова Т. Б. Классификация авторских школ в России в конце XIX – начале XX века // Преподаватель XXI век. 2014. № 1. С 149–155.
11. Первушина Е. Петербургские женщины XIX века. URL: https://profilib.net/chtenie/42505/elena-pervushina-peterburgskiezhenschiny-xix-veka-110.php
12. Фейзрахманова Т. Б. Классификация авторских школ в России в конце XIX – начале XX века // Преподаватель XXI век. 2014. № 1. С 152.
13. Гач О. Б. Организация учебно-воспитательного процесса в негосударственных средних учебных заведениях Западно-Сибирского учебного округа в начале XX века // Вестник Томского гос. пед. ун-та (TSPU Bulletin). 2009. Вып. 12 (90). С. 113–116.
14. Михайлова М. В. Передовые школы нового типа, созданные общественной и частной инициативой в России в начале XX века: дис. … канд. пед. наук. М., 1966. С. 109–137.
15. Неплюев Н. Н. Хлеб насущный. М., 1883. С. 41.
16. Войтеховская М. П., Гач О. Б. Общественные организации содействия развитию просвещения Западно-Сибирского учебного округа конца XIX – начала XX веков // Вестник Томского гос. пед. ун-та (TSPU Bulletin). 2007. Вып. 7 (10). С. 121–123.
Выпуск: 2, 2019
Серия выпуска: Выпуск № 2
Рубрика: ИСТОРИЯ ПЕДАГОГИКИ И ОБРАЗОВАНИЯ
Страницы: 162 — 167
Скачиваний: 937