ОБРАЗОВАТЕЛЬНО-ПРОСВЕТИТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПОЛЯРНО-АЛЬПИЙСКОГО БОТАНИЧЕСКОГО САДА-ИНСТИТУТА ИМ. Н. А. АВРОРИНА КАК ПРИМЕР РЕАЛИЗАЦИИ НЕПРЕРЫВНОГО ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ЗАПОЛЯРЬЕ
DOI: 10.23951/2307-6127-2019-2-168-178
Описывается система непрерывного экологического образования на Кольском Севере с учетом климатогеографических особенностей региона. В ней отражен опыт работы Полярно-альпийского ботанического сада по воспитанию экологической культуры и формированию экологических знаний у разных групп населения (дошкольники, школьники, студенты и др.). Экологическое образование предполагает непрерывный процесс обучения (детский сад – школа – вуз – постдипломное образование), воспитания и развития личности, направленный на формирование научных и практических знаний и умений, а также ценностных ориентаций и поведения. Отдельное место в статье отводится вопросам, касающимся разработки воспитательно-образовательных программ для лиц с ограниченными возможностями здоровья и их апробации в условиях ботанического сада. Образовательные учреждения заполярных регионов сталкиваются с целым рядом проблем и противоречий при внедрении дополнительных программ по экологическому воспитанию и образованию. Особенности эмоционально-личностной сферы ребенка и уровень соматического здоровья требуют индивидуального подхода к обучению и уменьшения информационной нагрузки в ходе образовательной программы. Формирование здоровьесберегающих технологий на основе взаимодействия с природной средой на сегодняшний день является оптимальным сочетанием системы методик для решения воспитательных и коррекционных задач в рамках сотрудничества образовательных и социальных учреждений с ботаническим садом. Специальная работа, основанная на принципах экологической терапии, обеспечивает многостороннее развитие личности ребенка, а также повышает эффективность коррекционного воздействия. Полярно-альпийский ботанический сад-институт обладает уникальными ресурсами: коллекции растений открытого и закрытого грунта; гербарные образцы; инсектарий; живой уголок (в том числе конюшня), что в свою очередь определяет стратегию и направление развития научной и образовательной базы, а также социальную роль в регионе. Ботанические сады являются специально организованной эколого-образовательной средой, обладающей огромным образовательным потенциалом в сфере биологии и экологии, поэтому должны вести активную эколого-просветительскую деятельность, обращенную ко всему обществу.
Ключевые слова: экологическое образование и просвещение, Кольское Заполярье, ботанический сад
Библиография:
1. Зинченко Н. Н. Формы экологического образования и воспитания школьников // Непрерывное экологическое образование: проблемы, опыт, перспективы: материалы II Межрегиональной науч.-практ. конф. Томск: ОГУ РЦРО, 2008. С. 14–15.
2. Федорова Т. Н. Экологическое образование в России. Прошлое. Настоящее. Будущее? ВНИИ Агроэкоинформ, 2011. 27 с.
3. Концепция непрерывного экологического образования. URL: http://agroecoinfo.narod.ru/html/russian/Obras/f2_1.html (дата обращения: 27.11.2018).
4. Зебзеева В. А. Теория и методика экологического образования детей. М.: ТЦ Сфера, 2009. 288 с.
5. Светлова М. В. Эколого-географическое положение Мурманской области: основные аспекты // Научные ведомости БелГУ. Серия «Естественные науки». 2011. № 21 (116), вып. 17. С. 183–190.
6. Другова Л. А. Системные факторы эмоциональных нарушений у детей и подростков, проживающих в условиях Крайнего Севера // Известия Российского гос. пед. ун-та им. А. И. Герцена. 2007. Т. 16, № 40. С. 393–397.
7. Попова О. Н., Щербина Ю. Ф. Климатогеофизическая характеристика Кольского Заполярья // Экология человека. 2012. № 5. С. 3–7.
8. Лопинцева Л. А. Реабилитация детей-инвалидов: проблемы, поиски, решения // Ученые записки. 2008. № 2. С. 50–56.
9. Богданов И. В. Организация здорового образа жизни детей старшего школьного возраста в условиях Кольского Севера (на примере общеобразовательных школ города Североморска Мурманской области) // Молодой ученый. 2015. № 20 (100). С. 172–180.
10. Дьячкова М. Г., Беляков Н. Г. Основные тенденции формирования здоровья детей и подростков, проживающих в условиях Крайнего Севера Российской Федерации // Экология человека. 2005. № 4. С. 19–23.
11. Ткачук М. Г., Вадюхина С. В. Особенности физического развития детей, проживающих в условиях Крайнего Севера // Ученые записки СПбГМУ им. акад. И. П. Павлова. 2011. Т. XVIII, № 2. С. 145–146.
12. Чухрова М. Г., Хаснулин В. И., Гафаров В. В. Трансформация личности и ее связь с психосоматической патологией в экстремальных климатогеографических условиях // Мир науки, культуры, образования. 2009. № 7 (19). С. 281–286.
13. Международная программа ботанических садов по охране растений. М.: Международный совет ботанических садов по охране растений. Botanic Gardens Conservation International, 2000. 57 с.
14. International Agenda for Botanic Gardens in Conservation: 2nd edition. Richmond, UK: Botanic Gardens Conservation International, 2012. 49 p. Available at: https://www.bgci.org/files/Worldwide/News/SeptDec12/international_agenda_web.pdf (accesed: 31 May 2018).
15. Калашникова И. В., Салтан Н. В. Гонтарь О. Б., Жиров В. К. Экологическая терапия как коррекционно-педагогический элемент в комплексном подходе при лечении логоневроза у дошкольников // Образование и наука. 2016. № 8 (137). С. 127–144.
16. Жиров В. К., Гонтарь О. Б., Святковская Е. А., Советова М. П., Мазуренко И. Н. Новое в просветительской деятельности Полярно-альпийского ботанического сада-института им. Н. А. Аврорина // Вестник Кольского научного центра РАН. 2010. № 3. С. 95–101.
17. Kalashnikova I. V., Gontar O. B., Zhirov V. K., Kalashnikov A. O. Integrated Animal-Assisted and Plant-Assisted Ecotherapy for Preschool Children with Speech Disturbances: A Program for the Arctic // Ecopsychology. Jun 2016. Vol. 8 (2). P. 79–88.
18. Святковская Е. А., Гонтарь О. Б., Тростенюк Н. Н., Калашникова И. В., Жиров В. К. Гарденотерапия как составная часть социальной адаптации и профориентации для обучающихся с интеллектуальными нарушениями // Вестник Тверского гос. ун-та. Серия «Педагогика и психология». 2015. № 3. С. 244–262.
19. Репетунова Е. В. Экологическое образование и просвещение в вопросах сохранения биоразнообразия // Непрерывное экологическое образование: проблемы, опыт, перспективы: материалы II Межрегион. науч.-практ. конф. Томск: ОГУ РЦРО, 2008. С. 19–20.
20. Купцов А. И., Сазонова Т. А. Роль повышения квалификации педагогических работников в реализации программ экологического образования и воспитания // Непрерывное экологическое образование: проблемы, опыт, перспективы: материалы II Межрегион. науч.-практ. конф. Томск: ОГУ РЦРО, 2008. С. 10–11.
21. Андреев Л. Н., Бер М. Н., Егоров А. А., Камелин Р. В., Лурье Е. А., Прохоров А. А., Стриханов М. Н., Селиховкин А. В. Ботанические сады и дендрологические парки высших учебных заведений // Hortus Botanicus: Петрозаводский гос. ун-т. 2006. № 3. С. 5–27.
22. Митина Е. Г. Эколого-образовательная среда региона как фактор развития системы методической подготовки студентов-биологов. Мурманск: МГПУ, 2010. 100 с.
Выпуск: 2, 2019
Серия выпуска: Выпуск № 2
Рубрика: ИСТОРИЯ ПЕДАГОГИКИ И ОБРАЗОВАНИЯ
Страницы: 168 — 178
Скачиваний: 903