Научно-педагогическое обозрение
RU EN






Сегодня: 18.07.2025
Главная Выпуски журнала 2019 Год Выпуск №3 ОСВОЕНИЕ ОБУЧАЮЩИМИСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ УМЕНИЯ ЗАДАВАТЬ ВОПРОСЫ КАК ОСНОВА ОБУЧЕНИЯ РЕШЕНИЮ ПРОБЛЕМ
  • Главная
  • Текущий выпуск
  • Выпуски журнала
    • 2025 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
    • 2024 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
    • 2023 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
    • 2022 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
    • 2021 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
    • 2020 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
    • 2019 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
    • 2018 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
    • 2017 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
    • 2016 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
    • 2015 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
    • 2014 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
    • 2013 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
  • Рейтинг
  • Поиск
  • Новости
  • Редакционная коллегия
  • Правила для авторов
  • Порядок рецензирования
  • Читателям
  • Публикационная Этика Издания
  • Контактная информация
  • Разместить статью
  • Поступившие статьи
  • Принятые в печать
  • Оформить подписку
  • Служебный вход
vestnik.tspu.ru
praxema.tspu.ru
ling.tspu.ru
npo.tspu.ru
edujournal.tspu.ru

E-LIBRARY (РИНЦ)
Ulrich's Periodicals Directory
Google Scholar
EBSCO
Поиск по автору
- Не выбрано -
  • - Не выбрано -
Яндекс.Метрика

ОСВОЕНИЕ ОБУЧАЮЩИМИСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ УМЕНИЯ ЗАДАВАТЬ ВОПРОСЫ КАК ОСНОВА ОБУЧЕНИЯ РЕШЕНИЮ ПРОБЛЕМ

Румбешта Елена Анатольевна, Сергеева Маргарита Анатольевна

DOI: 10.23951/2307-6127-2019-3-67-73

Информация об авторе:

Румбешта Елена Анатольевна, доктор педагогических наук, профессор, Томский государственный педагогический университет (ул. Киевская, 60, Томск, Россия, 634061). E-mail: erumbeshta@mail.ru Сергеева Маргарита Анатольевна, учитель, средняя общеобразовательная школа № 49 (ул. Мокрушина, 10, Томск, Россия, 634045). E-mail: ri_tochka@list.ru

В новом стандарте одним из важных формируемых действий является решение проблем. Решение любой проблемы начинается с вопроса, поставленного себе исследователем или школьником, у которого возникло затруднение. Обучение учащихся младшей школы умению решать сначала самые простые проблемы выявило необходимость обучения их задавать вопросы, поскольку сама проблема формулируется в виде вопроса. В образовательной культуре выделены разные типы вопросов. Не все типы вопросов вызывают у учеников потребность решить проблему. Но разные типы вопросов необходимы для ее решения. Они служат для понимания текста, ситуации, проблемы, вследствие чего так важно еще в начальной школе обучить школьников работать с вопросами. Наиболее эффективны шесть типов вопросов, разработанные Б. Блумом. Предлагаются способы обучения учащихся начальной школы пониманию смысла вопросов, постановке разных вопросов и грамотным и полным ответам на вопросы. Как модель типов вопросов используется прием «Ромашка Блума».

Ключевые слова: «Ромашка Блума», узнавание значения разных вопросов, вопросы к разным текстам, вопросы на разных этапах решения проблемы, результативность вопросов в обучении

Библиография:

1. Нифонтова С. Н. Вопросы на уроке в начальной школе: методическое пособие для учителя начальной школы. Муравленко: Печатный салон, 2014. 57 с.

2. Веккер Л. М. Психика и реальность: единая теория психических процессов. М.: Смысл, 1998. 685 с.

3. Абитияров А. А., Жулисбекова Ж. А., Калхужаева А. М., Демиуров А. Ф., Жулисбекова Д. А. Процесс обучения в начальной школе и пути повышения его эффективности // Междунар. журн. эксперимент. образования, 2015. № 7. С. 14–18.

4. Поздеева С. И. Разработка концепции открытого профессионализма педагога как исследовательская задача // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (TSPU Bulletin). 2016. Вып. 1 (166). C. 88–90.

5. Лысова О. Учим детей задавать вопросы. Примеры и приемы работы. URL: pedsovet/su/metodika/priemy/5669_Kaknauchit_detey_stavit_voprosy (дата обращения: 07.03.2019).

6. Ковылева Ю. Э. Работа с вопросами как средство достижения метапредметных результатов обучения в средней школе // Инновационные проекты и программы в образовании. 2012. № 3. С. 70–73.

7. Загашев И. Новые педагогические технологии в школьной библиотеке: образовательные технологии развития критического мышления средствами чтения и письма // Библиотека в школе, 2004. № 8. С. 24–31.

8. Загашев И. Умение задавать вопросы // Перемена. 2001. № 4. С. 8–13.

9. Румбешта Е. А. Обучение школьников решению учебных и образовательных проблем в процессе совместной деятельности как средство формирования учебных действий и компетенций: методическое пособие для учителей школ, преподавателей вузов, студентов педагогических вузов. Томск: ТОИПКРО, 2014. 68 с.

10. Белкина А. С. Инновационные педагогические технологии. Методический прием «Ромашка Блума». URL: https://multiurok.ru/files/doklad-romashka-bluma.html (дата обращения: 07.03.2019).

rumbeshta_e._a._67_73_3_25_2019.pdf ( 415.08 kB ) rumbeshta_e._a._67_73_3_25_2019.zip ( 408.15 kB )

Выпуск: 3, 2019

Серия выпуска: Выпуск № 3

Рубрика: ОБЩЕЕ И ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Страницы: 67 — 73

Скачиваний: 1332

Для цитирования:


© 2025 Научно-педагогическое обозрение

Разработка и поддержка: Лаборатория сетевых проектов ТГПУ