ОСВОЕНИЕ ОБУЧАЮЩИМИСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ УМЕНИЯ ЗАДАВАТЬ ВОПРОСЫ КАК ОСНОВА ОБУЧЕНИЯ РЕШЕНИЮ ПРОБЛЕМ
DOI: 10.23951/2307-6127-2019-3-67-73
В новом стандарте одним из важных формируемых действий является решение проблем. Решение любой проблемы начинается с вопроса, поставленного себе исследователем или школьником, у которого возникло затруднение. Обучение учащихся младшей школы умению решать сначала самые простые проблемы выявило необходимость обучения их задавать вопросы, поскольку сама проблема формулируется в виде вопроса. В образовательной культуре выделены разные типы вопросов. Не все типы вопросов вызывают у учеников потребность решить проблему. Но разные типы вопросов необходимы для ее решения. Они служат для понимания текста, ситуации, проблемы, вследствие чего так важно еще в начальной школе обучить школьников работать с вопросами. Наиболее эффективны шесть типов вопросов, разработанные Б. Блумом. Предлагаются способы обучения учащихся начальной школы пониманию смысла вопросов, постановке разных вопросов и грамотным и полным ответам на вопросы. Как модель типов вопросов используется прием «Ромашка Блума».
Ключевые слова: «Ромашка Блума», узнавание значения разных вопросов, вопросы к разным текстам, вопросы на разных этапах решения проблемы, результативность вопросов в обучении
Библиография:
1. Нифонтова С. Н. Вопросы на уроке в начальной школе: методическое пособие для учителя начальной школы. Муравленко: Печатный салон, 2014. 57 с.
2. Веккер Л. М. Психика и реальность: единая теория психических процессов. М.: Смысл, 1998. 685 с.
3. Абитияров А. А., Жулисбекова Ж. А., Калхужаева А. М., Демиуров А. Ф., Жулисбекова Д. А. Процесс обучения в начальной школе и пути повышения его эффективности // Междунар. журн. эксперимент. образования, 2015. № 7. С. 14–18.
4. Поздеева С. И. Разработка концепции открытого профессионализма педагога как исследовательская задача // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (TSPU Bulletin). 2016. Вып. 1 (166). C. 88–90.
5. Лысова О. Учим детей задавать вопросы. Примеры и приемы работы. URL: pedsovet/su/metodika/priemy/5669_Kaknauchit_detey_stavit_voprosy (дата обращения: 07.03.2019).
6. Ковылева Ю. Э. Работа с вопросами как средство достижения метапредметных результатов обучения в средней школе // Инновационные проекты и программы в образовании. 2012. № 3. С. 70–73.
7. Загашев И. Новые педагогические технологии в школьной библиотеке: образовательные технологии развития критического мышления средствами чтения и письма // Библиотека в школе, 2004. № 8. С. 24–31.
8. Загашев И. Умение задавать вопросы // Перемена. 2001. № 4. С. 8–13.
9. Румбешта Е. А. Обучение школьников решению учебных и образовательных проблем в процессе совместной деятельности как средство формирования учебных действий и компетенций: методическое пособие для учителей школ, преподавателей вузов, студентов педагогических вузов. Томск: ТОИПКРО, 2014. 68 с.
10. Белкина А. С. Инновационные педагогические технологии. Методический прием «Ромашка Блума». URL: https://multiurok.ru/files/doklad-romashka-bluma.html (дата обращения: 07.03.2019).
Выпуск: 3, 2019
Серия выпуска: Выпуск № 3
Рубрика: ОБЩЕЕ И ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
Страницы: 67 — 73
Скачиваний: 811