ВКЛЮЧЕНИЕ ИЗУЧЕНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ КАК ЭЛЕМЕНТ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОЙ СОСТАВЛЯЮЩЕЙ БУДУЩЕГО ПЕДАГОГА (НА ПРИМЕРЕ КУРСА «ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ В СОВРЕМЕННОМ ГУМАНИТАРНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ»)
DOI: 10.23951/2307-6127-2019-3-26-34
Освещается проблема формирования профессионально-личностной составляющей будущего педагога, рассмотренная посредством расширения образовательного пространства вуза специальным курсом, ориентированным на освоение обучающимися классических и инновационных педагогических практик. Актуальность исследования обусловлена современными и прогнозными требованиями к профессиональной педагогической деятельности, зафиксированными в программных документах. Цель исследования – разработка, описание и апробация курса «Педагогические технологии в современном гуманитарном образовательном пространстве», ориентированного на формирование пролонгированной профессиональной востребованности. Применялись методы исследования: анализ теоретической и научно-методической литературы, педагогическое и эмпирическое наблюдение, педагогическое моделирование. Были исследованы и актуализированы понятия «технология» и «педагогическая технология», обозначены и описаны рамки востребованности личностно-профессиональных качеств педагога и вектор формирования профессионально-личностной составляющей будущего педагога. Описана интегративность понятия «педагогическая технология», включающая в себя компетенции, сформированные в течение всего периода обучения в педагогическом вузе, прогнозно позволяющие достичь выпускнику успеха в профессиональной педагогической деятельности. В качестве инструментария для осуществления процесса формирования названной компетенции представлен логикоструктурный фокус разработанного и апробированного курса «Педагогические технологии в современном гуманитарном образовательном пространстве», ориентированного парадигмальными изменениями в целях, содержании, методах и технологиях обучения и воспитания. Описана конкретная система занятий, включающая аудиторные, внеаудиторные и самостоятельные формы занятий, тематическую рубрикацию, описание методики использования блок-конспектов и др. Разработанный и внедренный в практику курс «Педагогические технологии...» способствует присвоению обучающимися объективных методов самоконтроля, формированию профессиональной самостоятельности по определению конкретных целей учебной деятельности, наиболее комфортных условий для достижения учебного результата, навыкам саморефлексии и самокоррекции. Представленный курс может быть матрично адаптирован для обучающихся педагогических вузов не только гуманитарного профиля, но и по другим направлениям обучения.
Ключевые слова: технологии, педагогические технологии, образовательное пространство, профессиональные педагогические компетенции, профессионально-личностная составляющая, план-конспект
Библиография:
1. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии. М.: Академия, 2001. 345 с.
2. Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года (утв. распоряжением Правительства РФ от 8 декабря 2011 г. № 2227-р). URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70006124/#0 (дата обращения: 10.11.2018).
3. Кузьминов Я. И., Матросов В. Л., Шадриков В. Д. Профессиональный стандарт педагогической деятельности (проект) // Вестник образования. 2007. № 7. С. 17–19.
4. Мокий М. С., Мокий В. С. Трансдисциплинарность в высшем образовании: экспертные оценки, проблемы и практические решения // Современные проблемы науки и образования. 2014. № 5. URL: http://www.science-education.ru/119-14526 (дата обращения: 25.09.2018).
5. Кондаурова И. К. Перспективы организации профессиональной подготовки будущих учителей // Азимут научных исследований: экономика и управление. 2015. № 3 (12). С. 25–27.
6. Носко И. В. Общепрофессиональные компетенции в модели выпускника вуза – бакалавра педагогики // Известия Российского гос. пед. ун-та им. А. И. Герцена. 2007. Т. 14, № 37. С. 294–299.
7. Сафонов А. В. Педагогическая технология развития единой образовательной информационной среды в школе: автореф. дис. … канд. пед. наук. Ижевск, 2006. 165 с.
8. Селевко Г. К. Энциклопедия образовательных технологий: в 2 т. Т. 1. М.: Народное образование, 2005. 556 с.
9. Скрипкина Ю. В. Метапредметный подход в новых образовательных стандартах: вопросы реализации // Эйдос. 2011. № 4. URL: http://www.eidos.ru/journal/2011/0425-10.htm (дата обращения: 15.12.2018).
10. Скаткин М. Н. Об изучении, обобщении и использовании передового опыта // Народное образование. 1981. № 9. С. 24–29.
11. Берестовский А. М. Об опыте проектирования и реализации гуманитарных образовательно-профессиональных технологий подготовки специалистов в педагогическом вузе // Омский научный вестник. 2011. № 4 (99). С. 137–140.
12. Сычёва М. В. Особенности организации самостоятельной познавательной деятельности студентов в учебной аудитории и вне вуза // XXI век: Итоги прошлого и проблемы настоящего плюс. 2015. Т. 3, № 6 (28). С. 140–144.
13. Копытов А. Д., Черепанова Т. Б. К вопросу о феноменологии современного образования // Научно-педагогическое обозрение. 2017. Вып. 1 (15). С. 169–172. DOI: 10.23951/2307-6127-2017-1-169-172.
14. Михайлова Е. Н., Швабауэр О. А. Исследовательская деятельность педагога в праксеологическом контексте: учеб.- метод. пособие для вузов. Томск: Изд-во ТГПУ, 2015. 44 с.
15. Беспалько В. П. Слагаемые педагогической технологии. М.: Педагогика, 1989. 192 с.
16. Пичугина Г. А. Методологические основы развития опыта педагогической деятельности // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2018. Т. 6, № 3 (20). С. 185–189.
Выпуск: 3, 2019
Серия выпуска: Выпуск № 3
Рубрика: ПЕДАГОГИКА ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ
Страницы: 26 — 34
Скачиваний: 798