ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ И РЕЧЕВОЙ КУЛЬТУРЫ ШКОЛЬНИКОВ
DOI: 10.23951/2307-6127-2019-4-35-44
Рассматривается решение одной из актуальных проблем модернизации российского образования – проблемы формирования речевой культуры школьников как основы овладения ими коммуникативными компетенциями. Подчеркивается актуальность ее решения для повышения уровня умственного развития и общей культуры человека. Раскрывается авторское видение феноменов «коммуникативная компетентность», «речевая культура», их взаимосвязь и взаимовлияние. Отмечается, что целенаправленное формирование коммуникативной компетенции и речевой культуры предполагает выбор соответствующих методов и средств обучения, а в создании коммуникативных актов можно использовать ряд алгоритмов. Анализируются пути формирования этих феноменов в общеобразовательной школе. Рассматриваются особые возможности для формирования коммуникативных компетенций и культуры речи в процессе изучения русского языка и литературы как на уроках, так и во внеурочной деятельности. Предлагается подход, в котором формирование коммуникативных компетенций и речевой культуры тесно увязывается с применением новейших технических устройств и информационно-коммуникативных технологий в открытом интернет-пространстве. Данный подход позволяет эффективно формировать у учащихся компетенции ведения интерактивного диалога с компьютером и диалога с другим учеником и учителем. Обобщается опыт работы учителя русского языка и литературы по развитию культуры речи с использованием традиционных и относительно новых форм и методов. Представлены достигнутые результаты.
Ключевые слова: речь, развитие речи школьника, информационно-коммуникативные технологии, информационно-коммуникационно-технологическая компетентность
Библиография:
1. Хуторской А. В. Определение общепредметного содержания и ключевых компетенций как характеристика нового подхода к конструированию образовательных стандартов // Политика в образовании. URL: //http://www.eidos.techno.ru/news/compet/htm (дата обращения: 06.01.2018).
2. Кобякова В. Н., Куровский В. Н. Исследовательская компетенция обучающихся как компонент современного содержания общего образования // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (TSPU Bulletin). 2017. Вып. 8 (182). С. 91–99. DOI: 10.23951/1609-624X-2017-8-91-99
3. Днепров Э. Д. Проект федерального компонента государственного образовательного стандарта общего образования // Стандарты и мониторинг в образовании. 2002. № 2. С. 16–20.
4. Зеер Э. Ф. Психолого-дидактические конструкты качества профессионального образования // Образование и наука. 2002. № 2 (14). С. 56–61.
5. Соловова Е. Н. Социокультурная компетенция учителя иностранного языка и пути ее формирования и контроля // ELT News end Wiews. 2002. № 4. С. 17–24.
6. Акуленко В. Л. Формирование ИКТ-компетентности учителя-предметника в системе повышения квалификации // Применение новых технологий в образовании: материалы XV Междунар. конф. Троицк, 29–30 июня. Троицк, 2004.
7. Клюева Н. В., Касаткина Ю. В. Учим детей общению. Ярославль: Академия развития, 2001. 167 с.
8. Алифанова Е. М. Формирование коммуникативной компетенции детей дошкольного и младшего школьного возраста. Волгоград, 2001.
9. Бурмакина В. Ф., Зелман М., Фалина И. Н. Большая семерка (Б7). Информационно-коммуникационно-технологическая компетентность: методическое руководство для подготовки к тестированию учителей. М., 2007. 196 с.
10. Гусинский Э. Н. Этапы обретения компетентности // Развитие и оценка компетентности: тез. докл. конф. Москва, 1996 / под ред. В. И. Белопольского, И. Н. Трофимовой. М.: Институт психологии РАН, 1996. 236 с.
Выпуск: 4, 2019
Серия выпуска: Выпуск № 4
Рубрика: ОБЩЕЕ, ИНКЛЮЗИВНОЕ И ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
Страницы: 35 — 44
Скачиваний: 957