Научно-педагогическое обозрение
RU EN






Сегодня: 19.07.2025
Главная Выпуски журнала 2019 Год Выпуск №4 ИНКЛЮЗИВНО ОРИЕНТИРОВАННАЯ ПОДГОТОВКА ПЕДАГОГОВ-ДЕФЕКТОЛОГОВ В ВУЗЕ НА УРОВНЕ БАКАЛАВРИАТА: ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ И МОДЕЛИРОВАНИЕ
  • Главная
  • Текущий выпуск
  • Выпуски журнала
    • 2025 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
    • 2024 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
    • 2023 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
    • 2022 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
    • 2021 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
    • 2020 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
    • 2019 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
    • 2018 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
    • 2017 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
    • 2016 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
    • 2015 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
    • 2014 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
    • 2013 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
  • Рейтинг
  • Поиск
  • Новости
  • Редакционная коллегия
  • Правила для авторов
  • Порядок рецензирования
  • Читателям
  • Публикационная Этика Издания
  • Контактная информация
  • Разместить статью
  • Поступившие статьи
  • Принятые в печать
  • Оформить подписку
  • Служебный вход
vestnik.tspu.ru
praxema.tspu.ru
ling.tspu.ru
npo.tspu.ru
edujournal.tspu.ru

E-LIBRARY (РИНЦ)
Ulrich's Periodicals Directory
Google Scholar
EBSCO
Поиск по автору
- Не выбрано -
  • - Не выбрано -
Яндекс.Метрика

ИНКЛЮЗИВНО ОРИЕНТИРОВАННАЯ ПОДГОТОВКА ПЕДАГОГОВ-ДЕФЕКТОЛОГОВ В ВУЗЕ НА УРОВНЕ БАКАЛАВРИАТА: ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ И МОДЕЛИРОВАНИЕ

Сергеева Анна Иосифовна

DOI: 10.23951/2307-6127-2019-4-84-91

Информация об авторе:

Сергеева Анна Иосифовна, преподаватель, Томский государственный педагогический университет (ул. Киевская, 60, Томск, Россия, 634061). Е-mail: anniosif@gmail.com

Показана необходимость обновления содержания дефектологической подготовки в период становления инклюзивного образования. Обозначены новые ориентиры профессиональной подготовки педагогов-дефектологов, соответствующие вызовам современного образования. Охарактеризованы современные подходы к профессиональной подготовке педагогов-дефектологов в вузе на уровне бакалавриата. Обоснована целесообразность применения антропологического, средового, компетентностного и системно-деятельностного подходов к реализации инклюзивно ориентированной подготовки педагогов-дефектологов. Выявлено единство антропологической концепции понимания человека и принципов инклюзивного образования. Определены значимые ценностно-смысловые установки педагогов-дефектологов для реализации задач инклюзивного образования. Охарактеризована особая образовательная среда инклюзивно ориентированной подготовки как взаимопроникновение локальных сред, включающих образовательную рефлексивную среду вуза и инклюзивную образовательную среду инклюзивных образовательных организаций. Обозначено значение компетентностного подхода, в рамках которого проектируется инклюзивная компетентность педагогов-дефектологов как результат бакалаврской подготовки. Показано понимание инклюзивно ориентированной подготовки педагогов-дефектологов как динамичной системы взаимосвязанных элементов в профессионально-образовательном пространстве вуза.

Ключевые слова: вызовы инклюзивного образования, обновление подготовки педагогов-дефектологов, антропологический, средовой, системно-деятельностный и компетентностный подходы

Библиография:

1. Асмолов А. Г. Презентация программы по развитию личностного потенциала. Школа возможностей. Выпуск от 11.04.2019. 2019. URL: https://www.youtube.com/watch?v=WUGGzwaMrh4&list=PL-0gGFTvftQuqG1d7E0nIgrpKH1vgrH37&index=4&t=0s (дата обращения: 18.04.2019).

2. Слободчиков В. И., Исаев Е. И. Основы психологической антропологии. Психология человека: введение в психологию субъективности: учеб. пособие для вузов. М.: Школа-Пресс, 1995. 384 с.

3. Розин В. М. Философия образования и педагогическое знание // Психологическое образование: контексты развития. Альманах № 3. Серия: Университет в перспективе развития. Минск: Технопринт, 1999. 168 с.

4. Алехина С. В., Алексеева М. Н., Агафонова Е. Л. Готовность педагогов как основной фактор успешности инклюзивного процесса в образовании // Психологическая наука и образование. 2011. № 1. С. 83–92.

5. Райфшнайдер Т. Ю. Проксимальность личности как составляющая компетенции обучающихся в области профилактического образования // Преемственность в образовании. 2014. № 6 (11). URL: http://journal.preemstvennost.ru (дата обращения: 18.04.2019).

6. Кузьмина О. С. Актуальные вопросы подготовки педагогов в условиях инклюзивного образования // Вестн. Омского ун-та. 2013. № 2. С. 191–194.

7. Суворов А. В. Инклюзивное образование и личностная инклюзия // Психологическая наука и образование. 2011. № 3. С. 27–31.

8. Зубарева А. В. Основные принципы инклюзивного образования. Структура инклюзивной образовательной среды. URL: https://multiurok.ru/files/osnovnyie-printsipy-inkliuzivnogho-obrazovaniia-st.html (дата обращения: 20.04.2019).

9. Ясвин В. А. Психологическое моделирование образовательных сред // Психологический журнал. 2000. № 4. С. 79–88.

10. Стеценко И. А. Педагогическая рефлексия (теория и технология развития): дис. ... д-ра пед. наук. Таганрог, 2006. 381 с.

11. Козырев В. А. Теоретические основы развития гуманитарной образовательной среды педагогического университета: дис. ... д-ра пед. наук. СПб., 1999. 346 с.

12. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья: приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19 декабря 2014 г. № 1598. URL: http://минобрнауки.рф/документы/5132 (дата обращения: 03.08.2015).

13. Петрова М. А. Отличительные особенности компетентностного и системно-деятельностного подходов в образовании // Системно-деятельностный подход в разноуровневом вариативном образовании: проблемы, идеи, опыт реализации: материалы науч.-практ. Интернет-конф. Иркутск: ИГЛУ, 2012. С. 6–12.

sergeeva_a._i._84_91_4_26_2019.pdf ( 443.93 kB ) sergeeva_a._i._84_91_4_26_2019.zip ( 433.56 kB )

Выпуск: 4, 2019

Серия выпуска: Выпуск № 4

Рубрика: АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ

Страницы: 84 — 91

Скачиваний: 1257

Для цитирования:


© 2025 Научно-педагогическое обозрение

Разработка и поддержка: Лаборатория сетевых проектов ТГПУ