ИНФОРМАЦИОННАЯ, ЦИФРОВАЯ И SMART-КОМПЕТЕНЦИИ ЛИЧНОСТИ: ТРАНСФОРМАЦИЯ ВЗГЛЯДОВ
DOI: 10.23951/2307-6127-2019-4-133-141
Подчеркивается актуальность процессов трансформации взглядов на развитие профессиональных компетенций личности, связанных с существованием в информационном, цифровом и SMART-обществе. Как представитель современного общества личность приобретает важные компетенции: интегральная характеристика, связанная с опытом деятельности в информационной действительности, способами взаимодействия с техникой и технологиями с целью реализации общих и профессиональных информационных потребностей личности; высокоуровневые метаспособности для существования в цифровом пространстве высокомобильных интеллектуальных устройств; сформированность личности SMART-человека, которая в совершенстве владеет SMART-технологиями для поиска, анализа информации и создания инноваций, которая взаимодействует в профессиональных сетевых сообществах. Данные способности характеризуют составляющие информационной, цифровой и SMART-компетенций личности. Данные компетенции сосуществуют и выходят на первый план в зависимости от эволюционирования общества как динамической системы, совершенствования информационных, цифровых и SMART-технологий. Трансформация взглядов на информационные, цифровые и SMART-компетенции личности в современном обществе связана с его синхронностью развития, модернизацией, социальной гибридизацией и конвергенцией, современностью, прогрессивностью, цивилизованностью, интегративностью, культурно-историческим потенциалом, с переходом от «закрытости» технологий к «бесшовности».
Ключевые слова: информационная компетенция личности, цифровая компетенция личности, SMART-компетенция личности, информационное общество, цифровое общество, SMART-общество
Библиография:
1. Шамало Т. Н., Александрова Н. В. Формирование информационной компетенции будущих учителей // Образование и наука. 2007. № 5 (47). С. 63–69.
2. Табачук Н. П. Развитие информационной компетенции студентов в образовательном процессе гуманитарного вуза: дис. ... канд. пед. наук. Хабаровск, 2009. 217 с.
3. Савельева С. В. Формирование информационной компетентности будущих инженеров в вузе: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Челябинск, 2010. 24 с.
4. Астахова Л. В. Понятие информационной компетенции специалиста: когнитивный подход // Вестн. Южно-Уральского гос. ун-та. Серия: Образование. Педагогические науки. 2013. Т. 5, № 4. С. 10–16.
5. Губарева Т. В. Развитие информационной компетентности бакалавров в условиях обучения по образовательным стандартам третьего поколения // Концепт. 2014. № 1. URL: http://e-koncept.ru/2014/14018.htm (дата обращения: 05.11.2018).
6. Пазова Л. М., Щербашина И. В. Теоретические основы формирования информационной компетенции у обучающейся молодежи // Вестн. Майкопского гос. технолог. ун-та. 2015. № 1. С. 99–105.
7. Солдатова Г., Зотова Е., Лебешева М., Шляпников В. Интернет: возможности, компетенции, безопасность. Методическое пособие для работников системы общего образования. М.: Google, 2013. 165 с.
8. Солдатова Г. У., Нестик Т. А., Рассказова Е. И., Зотова Е. Ю. Цифровая компетентность подростков и родителей. Результаты всероссийского исследования. М.: Фонд Развития Интернет, 2013. 144 с.
9. Калимуллина О. В., Троценко И. В. Современные цифровые образовательные инструменты и цифровая компетентность: анализ существующих проблем и тенденций // Открытое образование. 2018. Т. 22, № 3. С. 61–73. DOI: http://dx.doi.org/10.21686/1818-4243-2018-3-61-73
10. Афанасьева Г. А., Зябков А. А. Развитие образовательного процесса в новой цифровой среде // Экологическое образование и воспитание. 2018. № 2. С. 105–106. DOI: 10.24411/1816-1863-2018-12105
11. Юдина М. А. Социальные перспективы проекта «Цифровая экономика РФ 2017–2030 гг.» // Уровень жизни населения регионов России. 2018. № 1 (207). С. 60−65. DOI: 10.24411/1999-9836-2018-10007.
12. Максимов О. А. «Цифровое» поколение: стиль жизни и конструирование идентичности в виртуальном пространстве // Вестн. Челябинского гос. ун-та. 2013. Вып. 81, № 22 (313). С. 6–10.
13. Днепровская Н. В. Система управления знаниями как основа смарт-обучения // Открытое образование. 2018. Т. 22, № 4. С. 42–52. DOI: http://dx.doi.org/10.21686/1818-4243-2018-4-42-52
14. Карманов А. М. Смарт как качественно новая ступень развития постинформационного общества // Экономика, статистика и информатика. 2014. № 5. С. 38–41.
15. Карманов М. В., Дмитриевская Н. А., Карманов А. М. Смарт как объект статистического исследования // Экономика, статистика и информатика. 2012. № 1. С. 115–118.
16. Комлева Н. В. Профессиональная компетентность личности в условиях SMART-общества // Открытое образование. 2017. Т. 21, № 1. C. 34–45. DOI: https://doi.org/10.21686/1818-4243-2017-1-27-33
17. Россия на пути к SMART-обществу / под ред. проф. Н. В. Тихомировой, проф. В. П. Тихомирова. М.: НП «Центр развития современных образовательных технологий», 2012. 280 с.
18. Тихомирова Н. В. «Умные» кадры для смарт-города. URL: http://emag.iis.ru/arc/infosoc/emag.nsf/BPA/6e891c523150e17e44257b240047becd (дата обращения: 20.11.2018).
19. Тихомирова Н. В. Глобальная стратегия развития SMART-общества. МЭСИ на пути к SMART-университету. URL: http://smartmesi.blogspot.com/2012/03/smart-smart.html (дата обращения: 12.11.2018).
20. Табачук Н. П. Информационная компетенция личности как субъекта деятельности // Научно-педагогическое обозрение (Pedagogical Review). 2017. Вып. 3 (17). С. 40–44. DOI: 10.23951/2307-6127-2017-3-40-44
21. Днепровская Н. В., Янковская Е. А., Шевцова И. В. Понятийные основы концепции смарт-образования // Открытое образование. 2015. № 6. С. 43–51.
22. Tabachuk N. P., Ledovskikh I. A., Shulika N. A., Kazinets V. A., Polichka A. E. Internet Activity and Internet Addiction: Where is the Borderline in Developing One’s Information Competency? // EURASIA Journal of Mathematics, Science and Technology Education. 2018. Vol. 14, № 12. Р. 1–13. DOI: https://doi.org/10.29333/ejmste/97828
Выпуск: 4, 2019
Серия выпуска: Выпуск № 4
Рубрика: ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Страницы: 133 — 141
Скачиваний: 1006