Научно-педагогическое обозрение
RU EN






Сегодня: 18.07.2025
Главная Выпуски журнала 2019 Год Выпуск №5 ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ЗАДАЧА В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОВРЕМЕННОГО ПЕДАГОГА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
  • Главная
  • Текущий выпуск
  • Выпуски журнала
    • 2025 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
    • 2024 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
    • 2023 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
    • 2022 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
    • 2021 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
    • 2020 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
    • 2019 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
    • 2018 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
    • 2017 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
    • 2016 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
    • 2015 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
    • 2014 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
    • 2013 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
  • Рейтинг
  • Поиск
  • Новости
  • Редакционная коллегия
  • Правила для авторов
  • Порядок рецензирования
  • Читателям
  • Публикационная Этика Издания
  • Контактная информация
  • Разместить статью
  • Поступившие статьи
  • Принятые в печать
  • Оформить подписку
  • Служебный вход
vestnik.tspu.ru
praxema.tspu.ru
ling.tspu.ru
npo.tspu.ru
edujournal.tspu.ru

E-LIBRARY (РИНЦ)
Ulrich's Periodicals Directory
Google Scholar
EBSCO
Поиск по автору
- Не выбрано -
  • - Не выбрано -
Яндекс.Метрика

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ЗАДАЧА В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОВРЕМЕННОГО ПЕДАГОГА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Файзуллаева Елена Дмитриевна

DOI: 10.23951/2307-6127-2019-5-56-66

Информация об авторе:

Файзуллаева Елена Дмитриевна, кандидат психологических наук, Томский государственный педагогический университет (ул. Киевская, 60, Томск, Россия, 634061). E-mail: elenfaiz@mail.ru

Рассматривается вопрос о профессиональных задачах педагога дошкольного образования. Педагогическая деятельность представляет собой процесс решения профессиональных задач, среди которых есть задачи разного вида. Дана характеристика психологической задачи как одного из вида профессиональных задач в педагогической деятельности, особенностью которой является ее недоопределенность. Неопределенность задачи связана с индивидуальным восприятием человека ситуации, его персональным отношением к данной ситуации, индивидуальным опытом решения подобных проблемных ситуаций и наличием личностных смыслов относительно происходящего в контексте общего уровня психологической зрелости человека. Это предполагает вариативность ее решения. Описаны содержательные характеристики вариантов решения психологической задачи. Приведен пример решения психологической задачи педагогом в виде кейса. Обращение к группам универсальных и общепрофессиональных компетенций, обозначенных в современных ФГОС ВО, показало, что каждая из обозначенных компетенций содержит в себе не только психологическую терминологию, но и идеи вариативного подхода к их развитию. Одним из вариантов развития профессиональных компетенций является использование задачного подхода, включающего в себя сочетание задач разного типа. В типизации профессиональных задач, отмеченных во ФГОС ВО 3++, психологическая задача входит в широкие номинации таких типов, как сопровождение, культурно-просветительский, организационно-управленческий, методический.

Ключевые слова: задачи профессиональной деятельности педагога, психологическая задача, задача открытого типа, психологическая компетентность педагога, системный подход, субъектный подход, гуманитарная парадигма образования

Библиография:

1. Приказ Минобрнауки России от 22.02.2018 № 121 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования – бакалавриат по направлению подготовки 44.03.01 «Педагогическое образование». URL: http://fgosvo.ru/uploadfi les/fgosvob/440301.pdf (дата обращения: 23.06.2019).

2. Приказ Минобрнауки России от 22.02.2018 № 122 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования – бакалавриат по направлению подготовки 44.03.02 «Психолого-педагогическое образование». URL: http://fgosvo.ru/uploadfiles/FGOS%20VO%203++/Bak/440302_B_3_20032018.pdf (дата обращения: 26.06.2019).

3. Приказ Минтруда России от 18.10.2013 N 544н (с изм. от 25.12.2014) «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)». URL: http://fgosvo.ru/uploadfiles/profstandart/01.001.pdf (дата обращения: 26.06.2019).

4. Яблонская Т. Н. Задачный подход в системе повышения качества педагогической подготовки будущих учителей иностранного языка // АНИ: педагогика и психология. 2013. №2. С. 47–50.

5. Царева С. Е. Особенности педагогических задач в подготовке бакалавров // Современные направления психологопедагогического сопровождения детства: материалы науч.-практ. конф. / под ред. Г. С. Чесноковой, Е. В. Ушаковой. Новосибирск: Изд-во Новосиб. гос. пед. ун-та, 2018. С. 39–41.

6. Клочко В. Е. Самоорганизация в психологических системах: проблемы становления ментального пространства личности (введение в трансспективный анализ). Томск: ТГУ, 2005. 172 c.

7. Карпинский К. В. Смысложизненные задачи и состояния в развитии личности как субъекта жизни // Сибирский психол. журнал. 2019. № 71. С. 79–106. DOI: 10.17223/17267080/71/5

8. Клочко В. Е. Онтопедагогика: психологические основания и гуманитарный потенциал // Гуманитарные основы педагогического процесса / под ред. Ю. В. Сенько. Барнаул: Изд-во Алт. ун-та, 2003. С. 25–38.

9. Сенько Ю. В. Гуманитарные основы педагогического образования. М.: Академия, 2000. 240 с.

10. Сенько Ю. В. Гуманитарная парадигма образования // Образование через всю жизнь: непрерывное образование в интересах устойчивого развития. 2014. № 1. С. 50–53. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/gumanitarnaya-paradigmaobrazovaniya (дата обращения: 25.06.2019).

11. Фроловская М. Н. Гуманитарное основание профессиональной культуры педагога. Барнаул: Изд-во Алт. гос. ун-та, 2011. 256 с.

12. Трушникова Т. Г. Системный подход в педагогике как инновационная основа формирования образовательного пространства // Человек и образование. 2006. № 7. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sistemnyy-podhod-v-pedagogike-kakinnovatsionnaya-osnova-formirovaniya-obrazovatelnogo-prostranstva (дата обращения: 25.06.2019).

13. Ильин Е. П. Психология для педагогов. СПб.: Питер, 2012. 640 с.

fayzullaeva_e._d._56_66_5_27_2019.pdf ( 450.83 kB ) fayzullaeva_e._d._56_66_5_27_2019.zip ( 442.79 kB )

Выпуск: 5, 2019

Серия выпуска: Выпуск № 5

Рубрика: ПЕДАГОГИКА ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ

Страницы: 56 — 66

Скачиваний: 1261

Для цитирования:


© 2025 Научно-педагогическое обозрение

Разработка и поддержка: Лаборатория сетевых проектов ТГПУ