Научно-педагогическое обозрение
RU EN






Сегодня: 11.05.2025
Главная Выпуски журнала 2019// Год Выпуск №5 ОСОБЕННОСТИ И ЭТАПЫ СТАНОВЛЕНИЯ СОВРЕМЕННОЙ СЕЛЬСКОЙ ШКОЛЫ
  • Главная
  • Текущий выпуск
  • Выпуски журнала
    • 2025 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
    • 2024 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
    • 2023 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
    • 2022 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
    • 2021 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
    • 2020 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
    • 2019 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
    • 2018 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
    • 2017 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
    • 2016 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
    • 2015 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
    • 2014 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
    • 2013 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
  • Рейтинг
  • Поиск
  • Новости
  • Редакционная коллегия
  • Правила для авторов
  • Порядок рецензирования
  • Читателям
  • Публикационная Этика Издания
  • Контактная информация
  • Разместить статью
  • Поступившие статьи
  • Принятые в печать
  • Оформить подписку
  • Служебный вход
vestnik.tspu.ru
praxema.tspu.ru
ling.tspu.ru
npo.tspu.ru
edujournal.tspu.ru

E-LIBRARY (РИНЦ)
Ulrich's Periodicals Directory
Google Scholar
EBSCO
Поиск по автору
- Не выбрано -
  • - Не выбрано -
Яндекс.Метрика

ОСОБЕННОСТИ И ЭТАПЫ СТАНОВЛЕНИЯ СОВРЕМЕННОЙ СЕЛЬСКОЙ ШКОЛЫ

Еретнова Евгения Павловна, Сартакова Елена Евгеньевна

DOI: 10.23951/2307-6127-2019-5-83-89

Информация об авторе:

Еретнова Евгения Павловна, аспирант, Томский государственный педагогический университет (ул. Киевская, 60, Томск, Россия, 634061). E-mail: 4elsi_91@mail.ru Сартакова Елена Евгеньевна, доктор педагогических наук, доцент, профессор, Томский государственный педагогический университет (ул. Киевская, 60, Томск, Россия, 634061). E-mail: lopolit@rambler.ru

Рассматривается выявление особенностей и этапов становления современной сельской школы – ведущего типа общеобразовательных организаций РФ. Проведенный историко-педагогический анализ позволил обосновать процесс становления современных сельских школ, а также их специфику. В условиях глобализации (информатизации, интеграции и интернационализации) общества данная группа образовательных организаций начинает функционировать в новых социально-экономических условиях. Демографическая политика государства создала условия для повышения количества обучающихся в сельских школах. Развитие социальной инфраструктуры сельских территорий (строительство и ремонт школ, их материально-техническое и учебно-методическое обеспечение и др.), а также формирование информационной среды организаций, развитие их кадрового потенциала способствовали нивелированию особенностей российской сельской школы, которые описывались исследователями ХIХ и ХХ вв. В этих условиях возникает вопрос о наличии специфики современной сельской школы. Научная новизна исследования заключается в обосновании отдельных особенностей современной сельской школы, в частности: а) организационная модель школы основана на идее кластерных сетей; б) образовательный процесс носит сетевой характер; его регулирование осуществляется в условиях перехода от «школоцентристской» к смешанной модели обучения, включающей модернизированные занятия в традиционных или разновозрастных сетевых классах, группах, индивидуальные занятия согласно нелинейному расписанию, проектирование и реализацию индивидуальных стратегий обучения по учебным дисциплинам, применение специального программного обеспечения. Теортическая значимость данной работы связана с выявлением и описанием этапов становления современной сельской школы.

Ключевые слова: сельская школа, особенности сельской школы, этапы становления сельской школы, организация образовательного процесса, сетевые механизмы

Библиография:

1. Гурьянова М. П. Теоретические основы модернизации сельской школы России: дис. ... д-ра пед. наук. М., 2001. С. 89–174.

2. Статистика в образовании. URL: https://vawilon.ru/statistika-obrazovaniya (дата обращения: 01.05.2019 г.).

3. Андрейко А. З. Сельский социокультурный комплекс как фактор развития образования: автореф. дис. ... канд. пед. наук. М., 1996. С. 11–13.

4. Рачинский С. А. Заметки о сельских школах Санкт-Петербурга. СПб.: Синод. тип, 1883. 123 с.

5. Джуринский А. Н. История педагогики и образования: учебник для бакалавров. 3-е изд., перераб. и доп. М.: Юрайт, 2013. 676 с.

6. Выготский Л. С. Собрание сочинений: в 6 т. / гл. ред. А. В. Запорожец. М.: Педагогика, 1982. Т. 2. 400 c.

7. Макаренко А. С. Собрание сочинений: в 4 т. М.: Правда, 1987. Т. 4. 547 c.

8. Комплексная программа «Сельская школа РСФСР». М., 1984. 46 c.

9. Комплексная программа «Сельская школа». М.: РАО, 1993. 23 с.

10. Ключевые проблемы региональных образовательных систем: опыт анализа / под ред. А. М. Моисеева; Ин-т «Открытое общество»; Фонд Сороса – Россия. М.: РОССПЕН, 2002. 284 с.

11. Поверх барьеров: истории школ, работающих в сложных социальных условиях / сост.: С. Г. Косарецкий, М. А. Пинская, Н. В. Бысик, А. Б. Милкус. М.: Изд. дом НИУ ВШЭ, 2019. 214 c.

12. Силласте Г. Г. Сельская молодежь в лабиринте средств массовой информации. М.: ИСПС РАО, 2005. 287 c.

13. Рассказова Л. В. Модели организации процесса в становления школы России: автореф. дис. ... пед. наук. Томск, 2014. С. 11–15.

14. Филимонов А. А. Сетевая организация образовательного процесса // Гуманитарные исследования. 2017. № 1 (14). С. 108–116.

15. Мазник А. Ф. Сетевая организация профильного обучения на основе взаимодействия учреждений общего и дополнительного образования: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Сочи, 2004. 22 с.

16. Сартакова Е. Е. Сетевое взаимодействие сельских ОУ в условиях социокультурной модернизации образования: дис. … д-ра пед. наук. Томск, 2015. C. 156–174.

eretnova_e._83_89_5_27_2019.pdf ( 427.33 kB ) eretnova_e._83_89_5_27_2019.zip ( 419.93 kB )

Выпуск: 5, 2019

Серия выпуска: Выпуск № 5

Рубрика: ОБЩЕЕ И ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Страницы: 83 — 89

Скачиваний: 1137

Для цитирования:


© 2025 Научно-педагогическое обозрение

Разработка и поддержка: Лаборатория сетевых проектов ТГПУ