Научно-педагогическое обозрение
RU EN






Сегодня: 28.05.2025
Главная Выпуски журнала 2019 Год Выпуск №5 ВЗАИМОСВЯЗЬ ЗАЩИТНЫХ МЕХАНИЗМОВ И АКЦЕНТУАЦИЙ ХАРАКТЕРА ЛИЧНОСТИ
  • Главная
  • Текущий выпуск
  • Выпуски журнала
    • 2025 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
    • 2024 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
    • 2023 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
    • 2022 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
    • 2021 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
    • 2020 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
    • 2019 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
    • 2018 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
    • 2017 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
    • 2016 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
    • 2015 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
    • 2014 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
    • 2013 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
  • Рейтинг
  • Поиск
  • Новости
  • Редакционная коллегия
  • Правила для авторов
  • Порядок рецензирования
  • Читателям
  • Публикационная Этика Издания
  • Контактная информация
  • Разместить статью
  • Поступившие статьи
  • Принятые в печать
  • Оформить подписку
  • Служебный вход
vestnik.tspu.ru
praxema.tspu.ru
ling.tspu.ru
npo.tspu.ru
edujournal.tspu.ru

E-LIBRARY (РИНЦ)
Ulrich's Periodicals Directory
Google Scholar
EBSCO
Поиск по автору
- Не выбрано -
  • - Не выбрано -
Яндекс.Метрика

ВЗАИМОСВЯЗЬ ЗАЩИТНЫХ МЕХАНИЗМОВ И АКЦЕНТУАЦИЙ ХАРАКТЕРА ЛИЧНОСТИ

Буравлева Наталья Анатольевна, Телеличко Наталья Николаевна

DOI: 10.23951/2307-6127-2019-5-157-165

Информация об авторе:

Буравлева Наталья Анатольевна, кандидат психологических наук, доцент, Томский государственный педагогический университет (ул. Киевская, 60, Томск, Россия, 634061). E-mail: buravljova-nata-bn@rambler.ru Телеличко Наталья Николаевна, педагог-психолог, кризисный психолог, Томский государственный педагогический университет (ул. Киевская, 60, Томск, Россия, 634061). E-mail: telelichko@yandex.ru

Анализируется взаимосвязь защитных механизмов и акцентуаций характера, а так-же особенности использования защитных механизмов человеком. Авторы показывают актуальность исследования защитных механизмов в связи с изменениями, происходящими в обществе, и необходимость адаптации к ним для психологического здоровья и гармоничного развития человека. Выявлен уровень изученности взаимосвязи психологических защит и акцентуаций характера. В проведенном исследовании установлено, что наиболее используемыми защитами являются: интеллектуализация, отрицание и регрессия. Корреляционный анализ полученных результатов выявил предпочтения в использовании защитных механизмов личностями с различными акцентуациями характера: гипертимная акцентуация характера имеет высокую корреляционную связь с механизмом «отрицание»; застревающая акцентуация характера с высокой степенью коррелирует с защитным механизмом «проекция»; тревожная акцентуация характера имеет высокую корреляционную связь с механизмом «регрессия»; участники исследования с циклотимной акцентуацией характера чаще используют следующие виды защит: регрессию, проекцию и замещение; неуравновешенная акцентуация характера имеет высокую корреляционную связь с механизмами: регрессия, проекция и замещение; участники исследования с экзальтированной акцентуацией характера преимущественно используют защитный механизм «регрессия». Результаты исследования взаимосвязи защитных механизмов и различных акцентуаций характера можно использовать при выработке рекомендаций в процессе оптимальной адаптации личности к различным ситуациям, а также для самореализации и сохранения психологического здоровья. Полученные данные могут помочь специалистам в практике психологического консультирования, а также в разработке программ коррекции и сопровождения различных категорий людей.

Ключевые слова: защитный механизм, акцентуация характера, личность

Библиография:

1. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. СПб.: Питер, 2008. 607 с.

3. Буртовая Н. Б. Психологические факторы внутриличностного конфликта магистрантов, обучающихся по направлению подготовки «Педагогическое образование» // Научно-педагогическое обозрение (Pedagogical Review). 2018. Вып. 1 (19). С. 9-22. DOI: 10.23951/2307-6127-2018-1-9-22

3. Грановская Р. М., Никольская И. М. Защита личности: психологические механизмы. СПб.: Речь, 2006. 342 с.

4. Фрейд А. Психология Я и защитные механизмы. Детский психоанализ. СПб.: Питер, 2018. 160 с.

5. Райгородский Д. Я. Психология и психоанализ характера. Самара: БАХРАХ-М, 2017. 640 с.

6. Самосознание и защитные механизмы личности / под ред. Д. Я. Райгородского. Самара: ИД «Бахрах-М», 2016. 656 с.

7. Налчаджян А. А. Психологическая адаптация: механизмы и стратегии: 2-е изд. перераб. и доп. М.: Эксмо, 2010. 368 с.

8. Субботина Л. Ю. Психология защитных механизмов личности: учеб. пособие. Ярославль: ЯрГУ, 2013. 164 с.

9. Черенёва Е. А. Защитные механизмы поведения как фактор адаптивного поведения личности // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (TSPU Bulletin). 2013. Вып. 6 (134). С. 122–126.

10. Лясина Е. С. Механизмы психологической защиты умственно отсталых подростков с различными типами акцентуаций характера // Известия РГПУ им. А. И. Герцена: Аспирантские тетради. 2008. № 23 (54). С. 387–393.

11. Михайлова В. П., Корытченкова Н. И., Кувшинова Т. И. Модели поведения студента в зависимости от соотношения типа темперамента, акцентуации характера и психологических защит // Вестник КемГУ. 2009. № 1. С. 77–86.

12. Володина Ю. А. Механизмы психологической защиты детей-сирот, находящихся в трудной жизненной ситуации // Педагогическое образование в России. 2014. № 5. С. 123–127.

13. Лазарева Е. Ю. Особенности агрессивных проявлений у подростков с различными типами акцентуаций в условиях социальной фрустрированности // Вестник психиатрии и психологии Чувашии. 2014. № 10. С. 21–30.

14. Ивашиненко Д. М. Психологические факторы развития агрессивного поведения в молодежной среде // Вестник новых медицинских технологий. 2016. № 2. С. 224–227.

15. Усталов В. Влияние использования проекции как механизма психологической защиты на развитие личности // Сибирский психологический журнал. 2001. № 14–15. С. 63–67.

16. Личко А. Е. Типы акцентуаций характера и психопатий у подростков. М.: ИОИ, 2016. 338 с.

buravleva_n._a._157_165_5_27_2019.pdf ( 496.56 kB ) buravleva_n._a._157_165_5_27_2019.zip ( 488.85 kB )

Выпуск: 5, 2019

Серия выпуска: Выпуск № 5

Рубрика: ВОПРОСЫ ПСИХОЛОГИИ

Страницы: 157 — 165

Скачиваний: 1793

Для цитирования:


© 2025 Научно-педагогическое обозрение

Разработка и поддержка: Лаборатория сетевых проектов ТГПУ