Научно-педагогическое обозрение
RU EN






Сегодня: 19.07.2025
Главная Выпуски журнала 2019 Год Выпуск №5 ПСИХОЛИНГВИСТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНОГО СКРИПТОВАНИЯ У ДЕТЕЙ С РАССТРОЙСТВАМИ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА
  • Главная
  • Текущий выпуск
  • Выпуски журнала
    • 2025 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
    • 2024 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
    • 2023 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
    • 2022 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
    • 2021 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
    • 2020 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
    • 2019 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
    • 2018 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
    • 2017 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
    • 2016 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
    • 2015 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
    • 2014 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
    • 2013 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
  • Рейтинг
  • Поиск
  • Новости
  • Редакционная коллегия
  • Правила для авторов
  • Порядок рецензирования
  • Читателям
  • Публикационная Этика Издания
  • Контактная информация
  • Разместить статью
  • Поступившие статьи
  • Принятые в печать
  • Оформить подписку
  • Служебный вход
vestnik.tspu.ru
praxema.tspu.ru
ling.tspu.ru
npo.tspu.ru
edujournal.tspu.ru

E-LIBRARY (РИНЦ)
Ulrich's Periodicals Directory
Google Scholar
EBSCO
Поиск по автору
- Не выбрано -
  • - Не выбрано -
Яндекс.Метрика

ПСИХОЛИНГВИСТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНОГО СКРИПТОВАНИЯ У ДЕТЕЙ С РАССТРОЙСТВАМИ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА

Мёдова Наталья Анатольевна

DOI: 10.23951/2307-6127-2019-5-201-206

Информация об авторе:

Мёдова Наталия Анатольевна, кандидат педагогических наук, доцент, Томский государственный педагогический университет (ул. Киевская, 60, Томск, Россия, 634061). E-mail: medov@sibmail.com

Затрагивается проблема социализации обучающихся с расстройствами аутистического спектра. Одной из основных проблем взаимодействия аутистов с взрослыми и сверстниками является нарушение коммуникации вследствие искаженного восприятия действительности. Проведены анализ склонности использования социальных скриптовых фраз детьми с расстройствами аутистического спектра, а также выявление рефенциального и экспрессивного типа формирования речи у детей данной категории. Включение скриптовых (сценарных, автоматизированных) фраз в процесс обучения, социального взаимодействия, игру позволяет детям с расстройствами аутистического спектра формировать коммуникативные способности, которые необходимы для включения их в социум.

Ключевые слова: дети с расстройствами аутистического спектра, коммуникация, референциальный и экспрессивный речевой тип, социальное и эхолалическое скриптование

Библиография:

1. Минздрав: В России увеличилось количество случаев аутизма // Журнал «Версия». 2019. № 29. URL: https://versia.ru/minzdrav-v-rossii-uvelichilos-kolichestvo-sluchaev-autizma (дата обращения: 06.08.2019).

2. Лубовский В. И. Развитие словесной регуляции действий у детей (в норме и патологии). М.: Педагогика, 1978. 224 с.

3. Малофеев Н. Н. Концепция развития образования обучающихся с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья до 2030 г. М.: ФГБНУ «ИКП РАО», 2019. 120 с.

4. Детский аутизм: учеб. пособие для студентов высш. и сред. пед., психол. и мед. учеб. заведений / сост. Л. М. Шипицына; Ин-т спец. педагогики и психологии, Междунар. ун-т семьи и ребенка им. Рауля Валленберга. 2-е изд., перераб. и доп. СПб.: Дидактика плюс, 2001. 365 с.

5. Зимняя И. А. Лингвопсихология речевой деятельности. М.: Московский психолого-социальный институт, 2001. 432 с.

6. Мёдова Н. А., Рудин И. В. Современный подход к формированию альтернативной коммуникации у детей со сложной структурой нарушения развития // Вестник Томского гос. пед. ун-та (TSPU Bulletin). 2018. Вып. 1 (190). С. 9–14.

7. Скриптованная речь при аутизме. URL: http://www.corhelp.ru/narusheniya-i-pomoshh/skriptovannaya-rech-pri-autizme (дата обращения: 03.07.2019).

8. Сатмари П. Дети с аутизмом. СПб.: Питер, 2005. 224 с.

9. Доброва Г. Р. Вариативность речевого развития детей. М.: Языки славянской культуры, 2018. 265 с.

10. Цейтлин С. Н. Язык и ребенок: Лингвистика детской речи: учеб. пособие для студ. высш. учеб, заведений. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. 240 с.

medova_n._a._201_206_5_27_2019.pdf ( 411.13 kB ) medova_n._a._201_206_5_27_2019.zip ( 404.14 kB )

Выпуск: 5, 2019

Серия выпуска: Выпуск № 5

Рубрика: ВОПРОСЫ ПСИХОЛОГИИ

Страницы: 201 — 206

Скачиваний: 1287

Для цитирования:


© 2025 Научно-педагогическое обозрение

Разработка и поддержка: Лаборатория сетевых проектов ТГПУ