СТРУКТУРНО-СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ОТНОШЕНИЯ КО ВРЕМЕНИ СТУДЕНТОВ С РАЗНЫМ УРОВНЕМ ОПТИМИЗМА
DOI: 10.23951/2307-6127-2019-6-191-201
Обосновывается социальная значимость решаемой проблемы. Отмечается, что изменения во всех сферах жизни общества меняют отношение людей ко времени, оказывая влияние на их временную ориентацию и восприятие событийной наполненности своей жизни. Особое внимание уделяется студенчеству как чувствительной к переменам группе. Описаны концепции и понятия, с опорой на которые планировалось и проводилось эмпирическое исследование отношения ко времени. В результате эмпирического исследования доказано, что для студентов с высоким уровнем оптимизма характерна ориентация на будущее. По содержанию отношение ко времени выделяется как плотное, яркое, цветное, объемное, широкое. При этом прошлое и настоящее еще непрерывное, настоящее и будущее активное, большое, глубокое и открытое. Группа студентов с низким уровнем оптимизма также ориентирована на будущее. Содержание времени данная группа описала как цветное, прошлое характеризуется глубиной, необратимостью, прошлое и настоящее ощущаемое, но в настоящем добавляется реальность, и как будущее оно открыто. Будущее же время активное, радостное, плотное и объемное, но здесь добавляются и отрицательные характеристики в виде того, что будущее непонятное, изменчивое и широкое. Подведены итоги эмпирического исследования. Обозначены перспективные направления дальнейших исследований.
Ключевые слова: студенчество, отношение ко времени, ориентация на прошлое, ориентация на будущее, ориентация на настоящее, семантические универсалии временных ориентаций, оптимизм
Библиография:
1. Светоч В. Е. Особенности стресспреодолевающего поведения (копинг-стратегий) у взрослых и юношества с различными типами самоорганизации времени жизни // Научное обозрение. Серия 2. Гуманитарные науки. 2011. № 5. С. 97–101.
2. Фиофанова О. А. Психология взросления и воспитательные практики нового поколения. М.: Флинта, 2017. 120 с.
3. Гордеева Т. О., Осин Е. Н. Позитивное мышление как фактор учебных достижений старшеклассников // Вопросы психологии. 2010. № 1. С. 24–30.
4. Джидарьян И. А. Психология счастья и оптимизма. М.: Институт психологии РАН, 2013. 272 с.
5. Ильин Е. П. Психология надежды. Оптимизм и пессимизм. СПб.: Питер, 2015. 350 с.
6. Ахмеров Р. А., Прыгин Г. С. Психобиографические характеристики субъекта с автономным типом саморегуляции деятельности // Психологический журнал. 2005. Т. 26, № 6. С. 25–34.
7. Абульханова-Славская К. А., Березина Т. Н. Время личности и время жизни. СПб.: Алетейя. 2001, 288 с.
8. Кравченко С. А. Темпоральная психология. В измерениях времени и за его пределами. М.: Издательские решения, 2017. 296 с.
9. Mello Z. R., Worrell F. C. The past, the present, and the future: A conceptual model of time perspective in adolescence // Time Perspective Theory: Review, Research and Application. Essays in Honor of Philip Zimbardo. 2015. P. 115–129.
10. Mitchell T. R., James L. R. Building better theory: Time and the specification of when things happen // Academy of Management Review. 2001. Vol. 26. P. 530–547.
11. Pierro A., Giacomantonio M., Pica G., Kruglanski A. W., Higgins E. T. On the Psychology of Time in Action: Regulatory Mode Orientations and Procrastination // Journal of Personality and Social Psychology. 2011. Vol. 101, № 6. Р. 1317–1331.
12. Мясищев В. Н. Психология отношений. М.: МПСИ, 2005. 158 с.
13. Розенова М. И. Обучение счастью: проблемы субъективного восприятия и переживания // Психология обучения. 2016. № 2. С. 82–99.
14. Болотова А. К. Время и пространство в межличностных отношениях // Журнал Высшей школы экономики. Серия «Психология». 2012. Т. 9, № 3. С. 22–36.
15. Вассерман Л. И., Трифонова Е. А., Червинская К. Р. Семантический дифференциал времени: экспертная психодиагностическая система в медицинской психологии. СПб.: СПб НИПНИ им. В. М. Бехтерева, 2009. 44 с.
16. Гордеева Т. О., Осин Е. Н., Шевяхова В. Ю. Диагностика оптимизма как стиля объяснения успехов и неудач: опросник СТОУН. М.: Смысл, 2009. 151 с.
17. Михальский А. В. Психология времени: хронопсихология. М.: МПГУ, 2016. 72 с.
Выпуск: 6, 2019
Серия выпуска: Выпуск № 6
Рубрика: ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ
Страницы: 191 — 201
Скачиваний: 838