Научно-педагогическое обозрение
RU EN






Сегодня: 31.05.2025
Главная Выпуски журнала 2019 Год Выпуск №6 ОСОБЕННОСТИ ИЗУЧЕНИЯ СМЫСЛОВОЙ РЕГУЛЯЦИИ С МЕЖПАРАДИГМАЛЬНЫХ ПОЗИЦИЙ
  • Главная
  • Текущий выпуск
  • Выпуски журнала
    • 2025 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
    • 2024 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
    • 2023 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
    • 2022 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
    • 2021 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
    • 2020 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
    • 2019 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
    • 2018 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
    • 2017 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
    • 2016 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
    • 2015 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
    • 2014 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
    • 2013 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
  • Рейтинг
  • Поиск
  • Новости
  • Редакционная коллегия
  • Правила для авторов
  • Порядок рецензирования
  • Читателям
  • Публикационная Этика Издания
  • Контактная информация
  • Разместить статью
  • Поступившие статьи
  • Принятые в печать
  • Оформить подписку
  • Служебный вход
vestnik.tspu.ru
praxema.tspu.ru
ling.tspu.ru
npo.tspu.ru
edujournal.tspu.ru

E-LIBRARY (РИНЦ)
Ulrich's Periodicals Directory
Google Scholar
EBSCO
Поиск по автору
- Не выбрано -
  • - Не выбрано -
Яндекс.Метрика

ОСОБЕННОСТИ ИЗУЧЕНИЯ СМЫСЛОВОЙ РЕГУЛЯЦИИ С МЕЖПАРАДИГМАЛЬНЫХ ПОЗИЦИЙ

Абакумова Ирина Владимировна, Годунов Михаил Викторович

DOI: 10.23951/2307-6127-2019-6-202-208

Информация об авторе:

Абакумова Ирина Владимировна, доктор психологических наук, профессор, член-корр. РАО, Донской государственный технический университет (пл. Гагарина, 1, Ростов-на-Дону, Россия, 344010). Е-mail: abakira@mail.ru Годунов Михаил Викторович, кандидат психологических наук, доцент, Учебно-методический центр «Темпус» (ул. 18-я Линия, 51, Ростов-на-Дону, Россия, 344019). E-mail: godunmv997@gmail.com

Представлены результаты теоретического исследования подходов к изучению развития личности и смысловой сферы при наличии нескольких действующих парадигм в психологии. В отличие от категории значения, категории смысла присущи атрибуты междисциплинарного конструкта как философско-лингвистически-психологического понятия. В силу того, что категория смысла своими корнями опирается на разные науки о человеке, то и современные исследования смысловой сферы человека проводятся с позиций различных парадигм. В различных исследовательских парадигмах консолидированы разные взгляды и конвенциональные договоренности научного сообщества. Формирующиеся в таких парадигмах научные картины мира разграничивают поле научного знания психологических феноменов, специализируясь только на выделяемых (как главенствующих) факторах их проявления в жизни человека. Современная психологическая наука развивается в рамках четырех основных исследовательских парадигм. Гносеологическая парадигма рассматривает познание отдельно от человека как познающего субъекта и направлена на получение экспериментально проверенного знания. Феноменологическая парадигма опирается на переживание как вчувственное понимание. Деятельностная парадигма преодолевает противопоставление сознания и мира путем познания деятельности человека в мире. Экзистенциальная парадигма отражает необходимость учета потребностей человеческого духа, игнорирование которых не позволит осуществить неповторимость личности. Все четыре парадигмы, имея свои сильные и слабые стороны, сосуществуют одновременно в современной психологии.

Ключевые слова: смысл, гносеологическая парадигма, феноменологическая парадигма, деятельностная парадигма, экзистенциальная парадигма

Библиография:

1. Серый А. В. Психологические механизмы функционирования системы личностных смыслов. Кемерово: Кузбассвуз-издат, 2002. 183 с.

2. Бахтин М. М. Собрание сочинений: в 7 т. М.: Языки славянских культур, 2012. Т. 3. 880 с.

3. Потебня А. А. Мысль и язык. Избранные работы. 1-е изд. М.: Юрайт, 2016. 290 с.

4. Husserl E. Ideas: General Introduction to Pure Phenomenology. N.Y.: Routledge; Revised ed. edition, 2012. 434 p.

5. Ясперс К. Истоки истории и ее цель // Метафизика. 2015. № 4 (18). С. 170–187.

6. Хайдеггер М. Что такое метафизика? / пер. с нем. В. В. Бибихин. М.: Академический проспект, 2013. 288 с.

7. Леонтьев Д. А. Психология смысла: природа, строение и динамика смысловой реальности. 3-е изд., доп. М.: Смысл, 2007. 511 с.

8. Кун Т. С. После «Структуры научных революций» (Серия «Новая философия») / пер. А. Л. Никифоров. М.: АСТ, 2014. 448 с.

9. Шкуратов В. А. Культура мысли и знание-власть // Методология и история психологии. 2018. Вып. 1. С. 84–107.

10. Чеснокова М. Г. О парадигмах психологии // Социально-гуманитарные знания. 2017. № 2. С. 228–243.

11. Фрейд З. Введение в психоанализ. М.: АСТ, 2017. 544 с.

12. Дильтей В. Воззрение на мир и исследование человека со времен Возрождения и Реформации. М.: Центр гуманитарных инициатив, 2013. 464 с.

13. Выготский Л. С. История развития высших психических функций. М.: Юрайт, 2017. 359 с.

14. Кьеркегор С. Или – или. Фрагмент из жизни: в 2 ч. / пер. с дат., вступ. ст., коммент., примеч. Н. Исаевой и С. Исаева. СПб.: Амфора, 2011. 823 с.

abakumova_i._v._202_208_6_28_2019.pdf ( 361.67 kB ) abakumova_i._v._202_208_6_28_2019.zip ( 352.88 kB )

Выпуск: 6, 2019

Серия выпуска: Выпуск № 6

Рубрика: ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ

Страницы: 202 — 208

Скачиваний: 1206

Для цитирования:


© 2025 Научно-педагогическое обозрение

Разработка и поддержка: Лаборатория сетевых проектов ТГПУ