Научно-педагогическое обозрение
RU EN






Сегодня: 19.07.2025
Главная Выпуски журнала 2019 Год Выпуск №6 ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ ГРАЖДАНСКОЙ ПОЗИЦИИ В ПЕДАГОГИКЕ И ПСИХОЛОГИИ
  • Главная
  • Текущий выпуск
  • Выпуски журнала
    • 2025 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
    • 2024 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
    • 2023 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
    • 2022 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
    • 2021 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
    • 2020 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
    • 2019 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
    • 2018 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
    • 2017 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
    • 2016 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
    • 2015 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
    • 2014 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
    • 2013 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
  • Рейтинг
  • Поиск
  • Новости
  • Редакционная коллегия
  • Правила для авторов
  • Порядок рецензирования
  • Читателям
  • Публикационная Этика Издания
  • Контактная информация
  • Разместить статью
  • Поступившие статьи
  • Принятые в печать
  • Оформить подписку
  • Служебный вход
vestnik.tspu.ru
praxema.tspu.ru
ling.tspu.ru
npo.tspu.ru
edujournal.tspu.ru

E-LIBRARY (РИНЦ)
Ulrich's Periodicals Directory
Google Scholar
EBSCO
Поиск по автору
- Не выбрано -
  • - Не выбрано -
Яндекс.Метрика

ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ ГРАЖДАНСКОЙ ПОЗИЦИИ В ПЕДАГОГИКЕ И ПСИХОЛОГИИ

Плотникова Елена Юрьевна

DOI: 10.23951/2307-6127-2019-6-218-226

Информация об авторе:

Плотникова Елена Юрьевна, аспирантка, Рязанский государственный университет имени С. А. Есенина (ул. Свободы, 46, Рязань, Россия, 390039). E-mail: alenap85@mail.ru

В процессе изучения научно-теоретической литературы описаны различные подходы к пониманию проблемы по формированию гражданской позиции на современном этапе с указанием ученых, исследующих данную область знаний. Акцентируется внимание на последнем десятилетии в исследовании данной проблемы. Выделяются следующие виды позиций в области психологии и педагогики: жизненная, общественная, внутренняя. Разъясняются объективные и субъективные факторы, под воздействием которых формируется гражданская позиция личности. Исходя из этого, приводятся компоненты, которые наиболее часто выделяются учеными в процессе изучения и обобщения гражданской позиции личности, способствующие ее становлению, – когнитивный, мотивационно-ценностный, деятельностный. Выделяются два подхода к толкованию определения «гражданская позиция»: первый – раскрывает сущность гражданской позиции и характеризует ее как интегративную систему установок личности к государству, праву, гражданскому обществу, самому себе как гражданину, определяющих ориентацию на общественное благо и реализующихся в социально значимой деятельности; второй – морально-ценностные, нравственные, деятельностные, общественные отношения. В итоге уточнено определение понятию «гражданская позиция». Гражданская позиция – это система позитивных ценностных установок личности на государство, право, гражданское общество, на самого себя как активного гражданина, осуществляющего социально значимую деятельность, ориентированную на общественное благо.

Ключевые слова: гражданская позиция, гражданственность, активная гражданская позиция, гражданское воспитание, социальная позиция, жизненная позиция, внутренняя позиция, когнитивный компонент, мотивационно-ценностный компонент, деятельностный компонент, гражданин

Библиография:

1. Кириллов Д. М. Формирование гражданской позиции старшеклассников в обучении гуманитарным дисциплинам: дис. … канд. пед. наук. Волгоград, 2005. 208 с.

2. Кобелева Т. И. Формирование гражданской позиции учащихся старших классов средствами социального проектирования: дис. … канд. пед. наук. Самара, 2006. 186 с.

3. Маслов К. И. Образовательная среда вуза как фактор развития гражданской позиции студентов: дис. … канд. пед. наук. Краснодар, 2008. 253 с.

4. Страхов В. В. Становление и формирование гражданской позиции учащихся СДЮШОР: дис. ... канд. пед. наук. Мурманск, 2006. 143 с.

5. Стрельникова Э. П. Формирование гражданской позиции старшеклассников во внеклассной работе школы: дис. … канд. пед. наук. Липецк, 2001. 267 с.

6. Абзалов А. Ф. Педагогические условия формирования гражданской позиции у студентов вузов в процессе изучения дисциплины «Безопасность жизнедеятельности»: дис. ... канд. пед. наук. Екатеринбург, 2006. 151 с.

7. Ожегов С. И., Шведова И. Д. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений. М.: Азбуковник, 1997. 939 с.

8. Кон И. С. Психология ранней юности: Книга для учителя. М.: Просвещение, 1989. 254 с.

9. Ананьев Б. Г. Психология и проблемы человекознания. Москва: Ин-т практической психологии; Воронеж: МОДЭК, 1996. 384 с.

10. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. СПб.: Питер, 2008. 400 с.

11. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. СПб.: Питер, 2015. 713 с.

12. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность: учеб. пособие. М.: Смысл, Академия, 2005. 352 с.

13. Шамич А. Ф. Воспитание гражданской позиции студентов: дис. … канд. пед. наук. Екатеринбург, 2002. 187 с.

14. Еселева Л. А. Социально-культурные методы формирования гражданской позиции учащихся Санкт-Петербурга (на примере молодежи Невского района): автореф. … канд. пед. наук. СПб., 2008. 19 с.

15. Николаева А. А. Социальная активность как фактор формирования гражданской идентичности современной российской студенческой молодежи: дис. … канд. социол. наук. Орел, 2010. 224 с.

16. Всеобщая декларация прав человека – рекомендованный для всех стран – членов ООН документ, принятый на третьей сессии Генеральной ассамблеи ООН резолюцией 217 А (III) («Международный пакт о правах человека») от 10 декабря 1948 года.

17. Коджаспирова Г. М. Культура профессионального самообразования педагога. М.: Гардарики, 1994. 146 с.

18. Гревцева Г. Я., Скребцова Т. П. Гражданское воспитание детей и подростков в учреждениях социальной сферы. Челябинск: Цицеро, 2011. 260 с.

19. Князев А. М. Гражданственность личности. М.: Акад. ФПС России, 2003. 100 с.

20. Крицкая Н. Ф. Формирование гражданской позиции подростка на основе рефлексии в процессе изучения общественных дисциплин: дис. ... канд. пед. наук. Киров, 2005. 214 с.

21. Шаленов А. М. Проблема воспитания гражданственности школьников в советской педагогике 70–80-х годов: автореф. дис. … канд. пед. наук. Алма-Ата, 1991. 19 с.

22. Мясищев В. Н. Психология отношений. Москва: МПСИ; Воронеж: МОДЭК, 2003. 400 с.

23. Мирошина Т. А. Формирование гражданской позиции студентов вуза: дис. … канд. пед наук. Кемерово, 2009. 255 с.

24. Балобанова Т. Н. Формирование гражданской позиции учащихся в социокультурной среде школы: дис. … канд. пед. наук. СПб., 2007. 164 с.

25. Волобоева Н. Н. Социально-педагогические условия становления активной гражданской позиции подростков в современной школе: дис. … канд. пед. наук. Омск, 2008. 155 с.

26. Щуркова Н. Е. Педагогика. Воспитательная деятельность педагога. Москва: Юрайт, 2017. 365 с.

plotnikova_e._y._218_226_6_28_2019.pdf ( 365.23 kB ) plotnikova_e._y._218_226_6_28_2019.zip ( 355.14 kB )

Выпуск: 6, 2019

Серия выпуска: Выпуск № 6

Рубрика: ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ

Страницы: 218 — 226

Скачиваний: 8857

Для цитирования:


© 2025 Научно-педагогическое обозрение

Разработка и поддержка: Лаборатория сетевых проектов ТГПУ