СОВМЕСТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ И ОТКРЫТАЯ ПРОФЕССИОНАЛИЗАЦИЯ ПЕДАГОГА КАК КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ НАСТАВНИЧЕСТВА
DOI: 10.23951/2307-6127-2019-6-91-96
Анализируется проблема организации наставничества как механизм реализации непрерывного образования взрослых, как механизм внутрифирменного обучения работников, позволяющий закрепить и адаптировать их в профессии. Наставничество рассматривается как совместная деятельность опытного педагога и молодого специалиста, направленная на профессионально-личностное развитие всех участников деятельности. Делается сопоставительный анализ организации наставничества с позиции закрытого и открытого профессионализма педагога с учетом таких критериев, как цель, содержание, характер взаимодействия, формы совместной работы, вид профессиональных проб, результаты. Рассматриваются разные варианты реализации практики наставничества: супервизия, менторство, коучинг, тьюторство. С учетом этих вариантов выделены разные типы наставников, которые могут сопровождать молодого специалиста не только с целью адаптации, но и с целью погружения в инновационное пространство образовательной организации. Делается вывод о необходимости исследования эффективности разных практик наставничества и изучения его содержания, форм, результатов и эффектов, в том числе поиск механизмов соорганизации подходов к наставничеству в логике закрытой и открытой профессионализации педагога.
Ключевые слова: наставничество, совместная деятельность, открытый и закрытый профессионализм, непрерывное образование взрослых
Библиография:
1. Век живи – век учись: непрерывное образование в России / под ред. И. А. Коршунова, И. Д. Фрумина. М.: Изд. дом ВШЭ, 2019.
2. Поздеева С. И. Инновационное развитие современной начальной школы: построение открытого совместного действия педагога и ребенка. Томск, 2013, 168 с.
3. Прозументова Г. Н. Школа совместной деятельности. Эксперимент: развитие цели воспитания и исследовательской деятельности педагогов школы. Томск, 1994. 41 с.
4. Поздеева С. И. Стратегия наставничества в концепции открытого профессионализма педагога: организация пробных действий молодого специалиста // Развитие практики пробного действия в образовании и профессиональной деятельности / под ред. С. И. Поздеевой, Л. Г. Смышляевой. Томск: Изд-во ТГПУ, 2018. С. 171–180.
5. Plotnikova N. N., Pozdeeva S. I. Forms of organizing collective educational activity in primary school // Procedia – Social and Behavioral Sciences. Vol. 214 (5 December 2015). Р. 51–58.
6. Pozdeeva S. I. The collaborative teacher pupil activity as a condition of children communicative competence development // Procedia – Social and Behavioral Sciences. 2015. Vol. 206. Р. 333–336.
7. Поздеева С. И. Особенности гуманитарного управления инновациями для становления профессионализма педагога начальной школы // Вестник Томского гос. пед. ун-та (TSPU Bulletin). 2013. Вып. 9 (137). С. 194–196.
8. Поздеева С. И. Разработка концепции открытого профессионализма педагога как исследовательская задача // Вестник Томского гос. пед. ун-та (TSPU Bulletin). 2016. Вып. 1 (166). С. 88–90.
9. Круглова И. В. Наставничество как условие профессионального становления молодого учителя: автореф. … канд. пед. наук. М., 2007.
10. Вахитова Г. Х. Организация наставничества в контексте полисубъектного взаимодействия в предшкольном образовании // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (TSPU Bulletin). 2018. Вып. 8 (197). С. 140–143.
Выпуск: 6, 2019
Серия выпуска: Выпуск № 6
Рубрика: ОРГАНИЗАЦИЯ НАСТАВНИЧЕСТВА
Страницы: 91 — 96
Скачиваний: 728