ПИЛОТНЫЕ ПРОЕКТЫ В ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЯХ
DOI: 10.23951/2307-6127-2019-6-111-121
Рассматриваются вопросы методологии и методики проведения пилотных проектов в образовании, рассматриваемых на примере исследования проблемы управления взаимодействием между общественными объединениями взрослых и традиционными образовательными организациями. Категория взаимодействия понимается как базовая категория современного теоретического мышления, раскрывающая такие важнейшие характеристика процесса взаимовлияния объектов, стремящихся к достижению общей цели и находящихся во взаимосвязи, как одновременность и двунаправленность. В педагогической теории взаимодействие относится к факторам, позволяющим влиять и значительно усиливать эффективность процессов воспитания и социализации человека. Проблематика использования образовательного и воспитательного потенциала общественных объединений взрослых исследуется в контексте конструктивизма, теории развития гражданского общества. Важнейшая роль в ее разработке отводится вопросам управления данным взаимодействием, организации исследования этого социокультурного феномена, выделения его содержания, характеристик, форм и способов, эффективных моделей взаимодействия. Пилотные проекты играют важную роль в исследовании социокультурных феноменов. Они, являясь по своей сути экспериментальными, помогают в сборе эмпирических данных, проверке гипотез, планировании этапов исследования. На их основе и по их результатам достаточно эффективно разрабатываются методические рекомендации по планированию мероприятий («дорожная карта», включающая этапы и комплекс мер по достижению целей предполагаемого исследования). Представлены возможности применения пилотных онлайнопросов, мониторинга для решения задач исследования взаимодействия общественных объединений взрослых и традиционных образовательных организаций.
Ключевые слова: пилотный проект, методология, конструктивизм, взаимодействие, общественные объединения взрослых, традиционные образовательные организации
Библиография:
1. Проблемы системного исследования педагогического образования: сб. науч. ст. Всерос. науч.-практич. конф. / под общ. ред. И. И. Соколовой. СПб: УРАО ИПО. 2010. 232 с.
2. Педагогическое образование: результаты научных исследований и их использование в образовательной практике: сб. науч. тр. Регионал. науч.-практич. конф. Владикавказ: СОГУ, 2009. 210 с.
3. Радионова Н. Ф. Исследования педагогического образования (педагогический аспект) // Герценовские чтения / под ред. Н. Ф. Радионовой. СПб.: РГПУ им. А. И. Герцена, 2006. Ч. 3. 247 с.
4. Шапкин В. В., Василенко Н. В. Институционализм как методология исследования образования. СПб.: РГПУ им. А. И. Герцена, 2005. 93 с.
5. Lodico M. G., Spaulding D. T., Voegtle K. H. Methods in Educational Research: From Theory to Practice. 2nd edition. San Francisco: John Wiley and Sons, 2010. 547 p. URL: http://www.scribd.com/doc/29420246/Methods-in-Educational-Re-search-From-Theory-to-Practice (дата обращения: 10.05.2019).
6. Cocks K., Torgerson D. J. Sample Size Calculations for Randomized Pilot Trials: A Confidence Interval approach // Journal of Clinical Epidemiology. 2013. 93 р.
7. Lancaster G. A., Dodd S., Williamson P. R. Design and analysis of pilot studies: recommendations for good practice // J Eval Clin Pract. 2004. V. 10 (2). Р. 307–312.
8. Найденова Н. Н. Формирование репрезентативных выборок: учеб. пособие. М.: Логос, 2003. 150 с.
9. Найденова Н. Н. Эволюция – новый подход к качеству образования // Образование в изменяющемся мире. Элитполиграф. 2005. С. 430–446.
10. Рыбаков Н. В. Современная модель российской аспирантуры: пилотное исследование первого выпуска Высшее образование в России // Социология. 2018. Вып. 2. С. 166–175.
11. Kincheloe J. L., Berry K. S. Rigour and complexity in educational research: conceptualizing the bricolage. Berkshire: McGraw-Hill; Open University Press, 2004. 190 p. URL: http://books.google.ru/books?id=khliqOuJrLIC&printsec=frontcover&hl=ru&source=gbs_ge_summary_r&cad=0#v=onepage&q&f=false (дата обращения: 10.05.2019).
12. Груздев И. А., Терентьев Е. А. Данные против мифов: результаты социологического исследования // Высшее образование в России. 2017. № 7 (214). С. 89–93.
13. Константиновский Д. Л., Вахштайн В. С., Куракин Д. Ю. Реальность образования. Социологическое исследование: от метафоры к интерпретации. М.: ЦСП, 2013. 224 с.
14. Методология исследования в профессиональном педагогическом образовании: сб. науч. ст. / под общ. ред. И. И. Соколовой. УРАО ИПО, 2010. 284 с.
15. Кирьякова А. В., Повзун В. Д., Полякова А. А., др. Аксиология образования: фундаментальные исследования в педагогике. М.: Дом педагогики, 2008. 575 с.
16. Williams J. H. The Role of the Community in Education // The Forum For Advancing Basic Education and Literacy. 1994. Vol. 3, is. 4. Р. 26–44.
17. Основополагающие принципы статуса неправительственных организаций в Европе от 16 апреля 2003 г. // Официальный сайт Министерства иностранных дел России. URL: http://www.ln.mid.ru/ns-npo.ші/5Ь338ас59d39b715c32571070037609f/6f61ae15f2d 1473dc3257107003d30c0? (дата обращения: 10.05.2019).
18. Резюме СЕД № 124 // Официальный сайт Совета Европы. URL: http://conventions.coe.int/Treaty/rus/Summaries/HtmV124.htm (дата обращения: 10.05.2019).
19. Илакавичус М. Р. Методология взаимодействия традиционных образовательных организаций и общественных объединений взрослых в СНГ // Образовательные организации и общественные объединения взрослых: взаимодействие в современных условиях: сб. науч.-метод. материалов / под общ. ред. М. С. Якушкиной, М. Р. Илакавичус. СПб., 2018.
20. Илакавичус М. Р. Неформальные образовательные практики в пространстве образования взрослых современной России. СПб.: СИНЕЛ, 2017. 141 с.
Выпуск: 6, 2019
Серия выпуска: Выпуск № 6
Рубрика: ПЕДАГОГИКА ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ
Страницы: 111 — 121
Скачиваний: 928