ПОТЕНЦИАЛ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО КВЕСТА В ИЗУЧЕНИИ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ПРОСТРАНСТВА РОМАНА В. НАБОКОВА «МАШЕНЬКА»
DOI: 10.23951/2307-6127-2020-1-9-20
Рассматривается актуальный вопрос современного литературного образования – поиск, разработка и апробация деятельностных форм освоения поэтики художественного текста. Обозначены сложившиеся методические подходы к изучению художественного пространства на уроках литературы, описан потенциал образовательного квеста, основные этапы реализации квеста как образовательной технологии. Представлены авторский квест, созданный по материалам творчества В. Набокова, ход и итоги участия в нем обучающихся разного уровня подготовленности (студентов-филологов первого курса и десятиклассников негуманитарного профиля подготовки). Апробация показала, что процесс прохождения квеста обеспечивает погружение участников в художественный мир романа В. Набокова «Машенька», способствует структуризации представлений не только о художественном пространстве, но и о поэтике произведения в целом (сюжетная логика, динамика образа персонажа и пр.). Важно, что постижение структуры художественного пространства и авторской концепции произведения через квест происходит в сжатый временной период.
Ключевые слова: образовательный квест, квест-технология, художественное пространство, В. Набоков
Библиография:
1. Коростилева Е. И. Категории художественного времени и пространства в школьном изучении литературного произведения: автореф. дис. … канд. филол. наук. М., 2002. URL: https://www.dissercat.com/content/kategorii-khudozhestvennogovremeni-i-prostranstva-v-shkolnom-izuchenii-literaturnogo-proizv (дата обращения: 15.01.2019).
2. Пыхтина Ю. Г. Школьный анализ художественного произведения в аспекте пространственных характеристик: дис. … канд. пед. наук. Оренбург, 2005. 250 с. URL: https://www.dissercat.com/content/shkolnyi-analiz-khudozhestvennogoproizvedeniya-v-aspekte-prostranstvennykh-kharakteristik (дата обращения: 15.01.2019).
3. Каширина С. В. Формирование представлений учащихся о художественном пространстве при изучении современной литературы в 11-м классе (на примере «городской прозы» Ю. Трифонова и В. Маканина): автореф. дис. … канд. фи-лол. наук. Оренбург, 2006. URL: https://new-disser.ru/_avtoreferats/01003309683.pdf (дата обращения: 15.01.2019).
4. Гасина А. К. Изучение произведений в аспекте художественного пространства и времени на уроках литературы в 11-м классе: дис. … канд. пед. наук. Казань, 2008. 200 с. URL: http://www.dissercat.com/content/izuchenie-proizvedenii-vaspekte-khudozhestvennogo-prostranstva-i-vremeni-na-urokakh-literat (дата обращения: 15.01.2019).
5. Пыхтина Ю. Г. Теория и методика анализа художественного текста: пространственный аспект: учеб. пособие. Орен-бург: ГОУ ОГУ, 2007. 113 с.
6. Федотов О. И. Как научить детей понимать поэтику художественного произведения: пособие для учителей. М.: Чистые пруды, 2005. 32 с.
7. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования. URL: https://мин-обрнауки.рф/документы/2365 (дата обращения: 25.04.2019).
8. Игумнова Е. А., Радецкая И. В. Квест-технология в контексте требований ФГОС общего образования // Современные проблемы науки и образования. 2016. № 6. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/razlichnye-vidy-obrazovatelnyh-kvestovkak-chast-uchebnoy-programmy-uchrezhdeniy-dopolnitelnogo-obrazovaniya (дата обращения: 12.03.2019).
9. Сокол И. Н. Классификация квестов // Молодий вчений. 2014. № 6 (09). С. 138–140. URL: http://molodyvcheny.in.ua/files/journal/2014/6/89.pdf (дата обращения: 12.03.2019).
10. Гильгенберг Т. Н. Моделирование как способ формирования у школьников ключевых компетенций и целостного представления о картине мира (на материале предметов «русский язык» и «литература») // Педагогика: традиции и инновации: материалы междунар. науч. конф. (г. Челябинск, октябрь 2011 г.). Челябинск: Два комсомольца, 2011. Т. I. С. 116–119. URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/19/963/ (дата обращения: 05.05.2019).
11. Лотман Ю. М. В школе поэтического слова: Пушкин. Лермонтов. Гоголь: кн. для учителя. М.: Просвещение, 1988. 352 с.
12. Лотман Ю. М. Внутри мыслящих миров. M.: Языки русской культуры, 1996. 464 с.
13. Левин Ю. Заметки о «Машеньке» В. В. Набокова // В. Набоков: pro et contra. СПб.: Русский христианский гуманитарный институт, 1997. С. 359–369.
14. Морозов Д. В. Художественное пространство-время в романе Набокова «Машенька» // Вестн. Костромского гос. ун-та им. Н. А. Некрасова. 2007. Т. 13, № 1. С. 165–169.
15. Стрельникова Л. Ю. Идея «вечного возвращения» как игра с ценностями в романе В. Набокова «Машенька» // Вестн. Новосибирского гос. ун-та. Серия: История, филология. 2016. Т. 15, № 2. С. 113–120.
16. Набоков В. В. Машенька. СПб.: Азбука, Азбука-Аттикус, 2012. 187 с.
17. Пыхтина Ю. Г. К проблеме использования пространственной терминологии в современном литературоведении // Вестн. ОГУ. 2013. № 11 (160). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/k-probleme-ispolzovaniya-prostranstvennoy-terminologiiv-sovremennom-literaturovedenii (дата обращения: 07.08.2019).
Выпуск: 1, 2020
Серия выпуска: Выпуск № 1
Рубрика: ОБЩЕЕ И ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
Страницы: 9 — 20
Скачиваний: 974