Научно-педагогическое обозрение
RU EN






Сегодня: 18.07.2025
Главная Выпуски журнала 2020 Год Выпуск №1 МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОБУЧЕНИЯ МАТЕМАТИКЕ НЕСПОСОБНЫХ ШКОЛЬНИКОВ
  • Главная
  • Текущий выпуск
  • Выпуски журнала
    • 2025 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
    • 2024 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
    • 2023 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
    • 2022 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
    • 2021 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
    • 2020 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
    • 2019 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
    • 2018 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
    • 2017 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
    • 2016 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
    • 2015 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
    • 2014 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
    • 2013 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
  • Рейтинг
  • Поиск
  • Новости
  • Редакционная коллегия
  • Правила для авторов
  • Порядок рецензирования
  • Читателям
  • Публикационная Этика Издания
  • Контактная информация
  • Разместить статью
  • Поступившие статьи
  • Принятые в печать
  • Оформить подписку
  • Служебный вход
vestnik.tspu.ru
praxema.tspu.ru
ling.tspu.ru
npo.tspu.ru
edujournal.tspu.ru

E-LIBRARY (РИНЦ)
Ulrich's Periodicals Directory
Google Scholar
EBSCO
Поиск по автору
- Не выбрано -
  • - Не выбрано -
Яндекс.Метрика

МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОБУЧЕНИЯ МАТЕМАТИКЕ НЕСПОСОБНЫХ ШКОЛЬНИКОВ

Пигарев Александр Юрьевич

DOI: 10.23951/2307-6127-2020-1-37-45

Информация об авторе:

Пигарев Александр Юрьевич, кандидат педагогических наук, доцент, Новосибирский государственный университет экономики и управления (ул. Каменская, 56, Новосибирск, Россия, 630099). E-mail: physflash@yandex.ru

Описаны сущность и причина неспособности к усвоению математике – недостаток рабочей памяти. Охарактеризованы два основных подхода к решению проблемы обучения математике неспособных школьников: 1) тренировка рабочей памяти, 2) снижение нагрузки на рабочую память в учебном процессе. Отмечена неоднозначность результатов внедрения первого подхода: тренировка рабочей памяти приводит к улучшению результатов прохождения тестов на рабочую память, однако может не приводить к улучшению показателей обучаемости, связанных с рабочей памятью ученика. Этим обосновывается приоритет второго подхода. Представлены как уже известные методы снижения нагрузки на рабочую память при обучении математике, так и разработанные автором компьютерные тренажеры, направленные на автоматизацию базовых вычислительных навыков (арифметических, тригонометрических, геометрических). Дана методика работы с тренажерами на основе метода интервальных повторений и приведены эмпирические данные по результатам их внедрения.

Ключевые слова: математические способности, обучение математике, рабочая память, компьютерный тренажер, интервальные повторения

Библиография:

1. Крутецкий В. А. Психология математических способностей школьников / под ред. Н. И. Чуприковой. М.: Институт практической психологии; Воронеж: МОДЭК, 1998. 416 с.

2. Baddeley A. Working memory: Looking back and looking forward // Nature Reviews. 2003. Vol. 4. P. 829–839. DOI: 10.1038/nrn1201

3. Alloway T. P., Passolunghi M. C. The relationship between working memory, IQ and mathematical skills in children // Learning and Individual Differences. 2011. Vol. 21 (1). P. 133–137. DOI: 10.1016/j.lindif.2010.09.013.

4. Alloway T. P. How does working memory work in the classroom? // Educational Research and Reviews. 2006. № 1 (4). P. 134–139.

5. Berg D. H. Working memory and arithmetic calculation in children: The contributory roles of processing speed, shortterm memory, and reading // Journal of Experimental Child Psychology. 2008. Vol. 99 (4). P. 288–308. DOI: 10.1016/j.jecp.2007.12.002.

6. Andersson U. The contribution of working memory to children’s mathematical word problem solving // Applied Cognitive Psychology. 2007. Vol. 21. P. 1201–1216. DO I: 10.1002/acp.1317.

7. Milton J. Dehn. Working Memory and Academic Learning: Assessment and Intervention. Wiley & Sons, 2008. 386 p.

8. Jaeggi S. M., Buschkuehl M., Jonides J., Perrig W. J. Improving fl uid intelligence with training on working memory // PNAS. 2008. Vol. 105, № 19. P. 6829–6833. DOI: 10.1073/pnas.0801268105.

9. Dunning D. L., Holmes J., Gathercole S. E. Does working memory training lead to generalized improvements in children with low working memory? A randomized controlled trial // Developmental Science. 2013. Vol. 16 (6). P. 915–925. DOI: 10.1111/desc.12068

10. Sánchez-Pérez N., Castillo A., López-López J. A., Pina V., Puga J. L., Campoy G., González-Salinas C., Fuentes L. J. Computer-Based Training in Math and Working Memory Improves Cognitive Skills and Academic Achievement in Primary School Children: Behavioral Results // Frontiers in Psychology. 2018. Jan 9. V. 8, № 2327. Doi: 10.3389/fpsyg.2017.02327

11. Gathercole S. E., Alloway T. P. Working Memory and Learning: A Practical Guide for Teachers. SAGE Publications, 2008. 128 p.

12. Watson A. C. Learning Begins: The Science of Working Memory and Attention for the Classroom Teacher (A Teacher’s Guide to the Learning Brain). Rowman & Littlefi eld, 2017. 174 p.

pigarev_a._y._37_45_1_29_2020.pdf ( 1.01 MB ) pigarev_a._y._37_45_1_29_2020.zip ( 987.09 kB )

Выпуск: 1, 2020

Серия выпуска: Выпуск № 1

Рубрика: ОБЩЕЕ И ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Страницы: 37 — 45

Скачиваний: 1280

Для цитирования:


© 2025 Научно-педагогическое обозрение

Разработка и поддержка: Лаборатория сетевых проектов ТГПУ