ВЛИЯНИЕ ЛИЧНОСТНОГО РАЗВИТИЯ РОДИТЕЛЕЙ НА СОЦИАЛЬНУЮ АДАПТАЦИЮ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
DOI: 10.23951/2307-6127-2020-1-64-72
За последние 10 лет в России произошли социально-экономические, политические трансформации, обуславливающие изменения, связанные с отношением общества к детям с ограниченными возможностями здоровья. Исследователи указывают на недостатки социальной адаптации детей этой категории, связанные как со спецификой нравственного развития общества, так и личностным развитием их родителей. Исследование потребности родителей в самоактуализации осуществлялось посредством самоактуализационного теста Э. Шострома, методики Е. Е. Рукавишниковой. Изучение личностного развития детей с ограниченными возможностями здоровья проводили с помощью теста-опросника А. Я. Варга и В. В. Столина, методики «Лесенка» (В. Г. Щур) и др. Доказано влияние личностного развития родителей на социальную адаптацию детей с ограниченными возможностями здоровья. Рассмотрены теоретические подходы к проблеме личностного развития родителей детей с ограниченными возможностями здоровья. Сделан вывод, что эффективность социальной адаптации этой категории детей определяется культурным и ценностным отношением родителей. Полученные результаты могут быть применены специалистами для организации психолого-педагогического сопровождения личностного развития родителей детей с ограниченными возможностями развития в условиях образовательных учреждений.
Ключевые слова: личностное развитие, потребность в самоактуализации, рефлексивность, дети с ограниченными возможностями здоровья, социальная адаптация
Библиография:
1. Нуретдинова Л. Г. Гуманизация воспитательного пространства детского дома: дис. … канд. пед. наук. Казань, 2001. 200 с.
2. Клепцова Е. Ю. Психология и педагогика толерантности. М.: Академический проект, 2004. 176 с.
3. Ситаров В. А., Маралов В. Г. Педагогика ненасилия в образовательном процессе. М., 2000. 216 с.
4. Калашникова С. А. Диагностика психического развития детей в младенчестве и раннем возрасте. Чита: ЗабГГПУ, 2008. 72 с.
5. Шипицына Л. М. «Необучаемый» ребенок в семье и обществе. Социализация детей с нарушением интеллекта. СПб.: Речь, 2005. 477 с.
6. Назарова Н. М. К проблеме разработки теоретических и методологических основ образовательной интеграции // Психологическая наука и образование. 2011. № 3. С. 5–11.
7. Цыренов В. Ц. Социализация и инкультурация детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательных организациях разных типов и видов: дис. … д-ра пед. наук. М., 2015. 442 с.
8. Сухобская Г. С. Понятие «зрелость социально-психологического развития человека» в контексте андрагогики // Новые знания. 2002. № 4. С. 17–20.
9. Русалов В. М. Психологическая зрелость: единая или множественная характеристика? // Психологический журнал. 2006. № 5. С. 84–90.
10. Антропов Ю. Ф., Шевченко Ю. С. Психосоматические расстройства и патологические привычные действия у детей и подростков. М.: Изд-во Института психотерапии; Изд-во НГМА, 2000. 320 с.
11. Millar R., Barr O. Parents of children with intellectual disabilities: their expectations and experience of genetic counselling // Journal of Applied Research in Intellectual Disabilities. 2003. Vol. 16, № 3. P. 189–204.
12. Mihalina U. I., Evtushenko I. V. Features of Speech Development in Primary Schoolchildren with a Cochlear Implant in the Inclusive Education // International Journal of Applied and Basic Research. 2016. Vol. 10, № 4. P. 639–642.
Выпуск: 1, 2020
Серия выпуска: Выпуск № 1
Рубрика: КОРРЕКЦИОННАЯ И СОЦИАЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА
Страницы: 64 — 72
Скачиваний: 934