Научно-педагогическое обозрение
RU EN






Сегодня: 30.05.2025
Главная Выпуски журнала 2020 Год Выпуск №2 КУЛЬТУРОСООБРАЗНОСТЬ КАК ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ ЭТНОКОМПЕТЕНТНОСТИ СТУДЕНТОВ ТВОРЧЕСКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ В ПРОЦЕССЕ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ
  • Главная
  • Текущий выпуск
  • Выпуски журнала
    • 2025 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
    • 2024 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
    • 2023 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
    • 2022 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
    • 2021 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
    • 2020 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
    • 2019 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
    • 2018 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
    • 2017 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
    • 2016 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
    • 2015 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
    • 2014 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
    • 2013 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
  • Рейтинг
  • Поиск
  • Новости
  • Редакционная коллегия
  • Правила для авторов
  • Порядок рецензирования
  • Читателям
  • Публикационная Этика Издания
  • Контактная информация
  • Разместить статью
  • Поступившие статьи
  • Принятые в печать
  • Оформить подписку
  • Служебный вход
vestnik.tspu.ru
praxema.tspu.ru
ling.tspu.ru
npo.tspu.ru
edujournal.tspu.ru

E-LIBRARY (РИНЦ)
Ulrich's Periodicals Directory
Google Scholar
EBSCO
Поиск по автору
- Не выбрано -
  • - Не выбрано -
Яндекс.Метрика

КУЛЬТУРОСООБРАЗНОСТЬ КАК ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ ЭТНОКОМПЕТЕНТНОСТИ СТУДЕНТОВ ТВОРЧЕСКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ В ПРОЦЕССЕ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Долгих Николай Андреевич, Долгих Мария Николаевна

DOI: 10.23951/2307-6127-2020-2-66-78

Информация об авторе:

Долгих Николай Андреевич, кандидат педагогических наук, доцент, Томский государственный педагогический университет (ул. Киевская, 60, Томск, Россия, 634061). E-mail: nadolgich@mail.ru Долгих Мария Николаевна, кандидат философских наук, доцент, Национальный исследовательский Томский государственный университет (пр. Ленина, 36, Томск, Россия, 634050). E-mail: m.dolgich@gmail.com

Уточнено понятие этнокультурной компетентности, выявлено три уровня этнокультурной компетентности как интегральной характеристики личности. В ходе апробации программы, направленной на формирование этнокультурной компетентности, применялись эмпирические методы исследования (изучение продуктов деятельности обучающихся, педагогический эксперимент). Содержание программы построено на основе мотивов и языка этнокультуры, а реализация программы учитывает три уровня этнокультурной компетентости: аксиологический, деятельностный, творческий и также состоит трех этапов. Одновременно с изучением основ композиции студенты в теории и на практике знакомятся с символами кулайской культуры с целью постижения языка визуальных образов. В результате освоения первого этапа программы формируется ценностное отношение к этнокультуре (аксиологический уровень этнокомпетентности). Второй этап отличается художественно-практической деятельностью с погружением в этнокультуру, интерпретацией мотивов и языка этнокультуры. Третий этап – это творческий этап обретения индивидуального авторского стиля художника, дизайнера, работающего в этнокультурных традициях. Процессы глобализации способствуют возрождению интереса к родной культуре, этнокультуре. Сегодня очевидна необходимость и актуальность использования воспитательного и образовательного потенциала этнокультуры. В связи с этим важное значение приобретает разработка образовательных программ, направленных на формирование этнокультурной компетентности студентов творческих специальностей. При успешном освоении программы студенты имеют возможность выйти на творческий уровень выполнения авторских графических композиций и дизайн-проектов. В рамках экспериментальной деятельности уточнено содержание программ, разработаны дидактические материалы, систематизированы наглядные пособия (образцы кулайской металлопластики в виде таблиц, цифровых материалов). Ценным дидактическим средством являются образцы лучших работ студентов, выполненных в процессе реализации образовательной программы.

Ключевые слова: композиция, графический дизайн, кулайская культура, этнокультура, образовательная программа, принцип культуросообразности

Библиография:

1. Чиндина Л. А. Древняя история Среднего Приобья в эпоху железа. Томск: Изд-во ТГУ, 1984. 256 с.

2. Чиндина Л. А. Дары горы Кулайки // Земля Чаинская: сб. науч.-популярных очерков к 100-летию с. Подгорного / под ред. Я. А. Яковлева. Томск: Изд-во Том. ун-та, 2001. 528 с.

3. Полосьмак Н. В., Шумакова Е. В. Очерки семантики кулайского искусства. Новосибирск: Наука, 1991. 98 с.

4. Яковлев Я. А. Иллюстрации к ненаписанным книгам: Саровское культовое место. Томск: Изд-во Том. ун-та, 2001. 274 с.

5. Кухта М. С. Восприятие визуальной информации: философия процесса. Томск: Изд-во ТГПУ, 2004. 202 с.

6. Лазарев С. П. Корни. Живопись, графика. Томск: Новосибирск, 2008. 80 с.

7. Кухта М. С., Пустозерова О. Л. Влияние дизайна ювелирного украшения в этно-стиле на выбор материалов и технологий // Дизайн. Теория и практика. 2013. Вып. 12. C. 1–8.

8. Сибирская неоархаика: сб. материалов / отв. ред. В. Ф. Чирков; сост. В. Ф. Чирков, О. М. Галыгина. Новокузнецк, 2011. 124 с.

9. СЛЕД III. Каталог выставки / сост. О. Галыгина; вступ. ст. В. Чирков. Новокузнецк, 2006. 32 с.

10. Долгих Н. А. Этапы формирования этнокультурной компетентности в процессе обучения художника, дизайнера // Научно-педагогическое обозрение (Pedagogical Revew). 2018. Вып. 3 (21). С. 85–93.

11. Концепция художественного образования в Российской Федерации // Искусство в школе. 2002. № 2. С. 84–86.

12. Долгих Н. А. Влияние образовательной технологии на становление специальной компетентности художника-педагога (в процессе изучения курса композиции): дис. … канд. пед. наук. Томск, 2006. 196 с.

13. Долгих М. Н. Технология проектирования декоративных шрифтов: от идеи до результата // Вестник Томского государственного университета. Культурология и искусствоведение. 2018. № 30. C. 43–55. DOI: 10.17223/22220836/30/5

dolgikh_n._a._66_78_2_30_2020.pdf ( 722.46 kB ) dolgikh_n._a._66_78_2_30_2020.zip ( 706.33 kB )

Выпуск: 2, 2020

Серия выпуска: Выпуск № 2

Рубрика: ПОДГОТОВКА ПЕДАГОГА

Страницы: 66 — 78

Скачиваний: 1357

Для цитирования:


© 2025 Научно-педагогическое обозрение

Разработка и поддержка: Лаборатория сетевых проектов ТГПУ