РАЗРАБОТКА СОВРЕМЕННОЙ МОДЕЛИ ПРЕДУНИВЕРСИТАРИЯ В УСЛОВИЯХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ТЕХНИЧЕСКОГО ВУЗА
DOI: 10.23951/2307-6127-2020-2-179-189
Анализируется процесс разработки модели предуниверситария в условиях технического вуза как комплексный механизм организации профориентационной и образовательной деятельности с абитуриентами. Подчеркивается, что предуниверситарий обеспечивает вузу поиск, отбор, сопровождение, профессиональную ориентацию и довузовскую подготовку абитуриентов к прохождению вступительных испытаний и обучению, создает условия для погружения обучающихся в образовательную и культурную среду университета. Разрабатываемая модель носит комплексный характер, так как развивается на основе инвариантных составляющих аналогичных организаций, учитывает опыт деятельности предуниверситариев, реализующих образовательную деятельность в различных вузах на территории России. Отличительными характеристиками модели предуниверситария являются целостность, открытость, вариативность, совокупность взаимосвязанных структурных компонентов (концептуально-целевого, содержательного, ресурсного, технологического и результативно-оценочного). Научная новизна исследования заключается в проработке модели предуниверситария технического университета, деятельность которого направлена на организацию сетевых моделей профильного обучения старшеклассников при сохранении традиционных форм довузовской подготовки; реализацию процесса психологической, интеллектуальной, культурной подготовки будущего студента к обучению в вузе через различные формы участия в системной образовательной и воспитательной работе предуниверситариев; обеспечение предпрофильной подготовки обучающихся (в том числе и ранней) и др. Теоретическая значимость работы связана с выявлением и описанием ключевых элементов деятельности предуниверситария безотносительно специфики отдельных университетов и моделей.
Ключевые слова: предуниверситарий, профессиональная ориентация, довузовская подготовка, процесс набора в университет, работа с абитуриентами, модель предуниверситария
Библиография:
1. Дахин А. Н. Моделирование в педагогике. URL: https://cyberleninka.ru/article/v/modelirovanie-v-pedagogike (дата обращения: 16.12.2019).
2. Бурда А. Г., Бурда Г. П. Моделирование в управлении: учеб. пособие (курс лекций). Краснодар, 2015. 250 с.
3. Фиофанова О. А., Елютин С., Пастухов А. Предуниверситарий: новая модель профильного образования // Сборник конференции: Тенденции развития образования: что такое эффективная школа и эффективный детский сад? М., 2014. С. 178–191.
4. Аверьянова М. Н., Кирт Н. Л. Анализ российского опыта создания инновационных образовательных структур в вузах // Непрерывное образование: XXI век. 2017. № 4 (20). С. 106–113.
5. Кокин С. М., Никитенко В., Пауткина А., Прунцев А. Предуниверситарий – важный элемент современного школьного образования // Необратимые процессы в природе и технике: сб. конф. М.: МГТУ, 2017. С. 165–168.
6. Медведев И. Б. Сетевая организация образовательного процесса в современной сельской школе: дис. ... канд. пед. наук. Великий Новгород, 2018. 235 с.
7. Жданко Т. А. Системно-деятельностный подход: сущностная характеристика и принципы реализации. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sistemno-deyatelnostnyy-podhod-suschnostnaya-harakteristika-i-printsipyrealizatsii (дата обращения: 16.12.2019).
8. Менеджмент многообразия в гетерогенных организациях: учеб. пособие / М. Н. Певзнер, П. А. Петряков, В. В. Стадник, У. Альгермиссен. Хмельницкий: ФОП А. С. Гонта, 2016. 354 с.
9. Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/499cc91fbe852d6839d4de3b173bb4953a33419c/ (дата обращения: 16.12.2019).
10. Прозументова Г. Н. Потенциал взаимодействия вузов и школ: эмпирические модели // Вестник Томского государственного университета. 2012. № 358. С. 182–187.
11. Елисеева А. А. Реализация образовательного потенциала сетевого взаимодействия «школа–вуз» на региональном уровне: дис. ... канд. пед. наук. Томск, 2019. 262 с.
Выпуск: 2, 2020
Серия выпуска: Выпуск № 2
Рубрика: ИННОВАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ В ОБРАЗОВАНИИ
Страницы: 179 — 189
Скачиваний: 806