ДЕВАЛЬВАЦИЯ ГУМАНИТАРНОГО ЗНАНИЯ В ВЫСШЕМ ОБРАЗОВАНИИ: ПУТИ ПРЕОДОЛЕНИЯ КРИЗИСА
DOI: 10.23951/2307-6127-2020-2-161-171
Рассмотрены проблемы кризиса гуманитарного знания в высшем образовании. Этот кризис сопровождается усилением прагматических мотивов профессионального выбора, когда получение образования сводится к достижению материального благополучия или карьерному росту. Тревожной тенденцией является дегуманизация образования. В то же время перспективы развития высшего образования неотделимы от представлений о приоритетности гуманитарного знания в силу его фундаментальности. Авторами доказывается положение о том, что в высшее образование включены процессы создания культурных и духовно-нравственные ценностей. В исследовании выделено и обобщено несколько признаков, которым соответствуют современные методики преподавания в вузах; также выделены принципы, необходимые при отборе и структурировании содержания гуманитарного образования (принцип историзма и др.). Представлены показатели результативности освоения гуманитарного знания. Сделан вывод о том, что освоение гуманитарного знания предоставляет широкие возможности для всестороннего и продуктивного общения с окружающим миром и созидательной практической работы.
Ключевые слова: высшее образование, гуманитарное знание, содержание образования, принципы освоения, методика преподавания, образовательная среда, студент, учебный диалог
Библиография:
1. Левада Ю. А. Поколения ХХ века: возможности исследования // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 2001. № 5 (55). С. 7–14.
2. Горбунов В. И., Евдокимова О. К., Ляпаева Л. В. Интеллигентность студентов регионального технического вуза: постановка вопроса, средства оценивания, пробные результаты // Вестник Чувашского государственного педагогического университета им. И. Я. Яковлева. 2016. № 1 (89). С. 82–90.
3. Андреев А. Л. Культурные предпочтения современного российского студенчества // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 2008. № 2 (86). С. 107–117.
4. Беккерман П. Б. Необходимость творческого развития подростков в дополнительном образовании: основные причины в контексте психолого-педагогических воззрений Д. И. Фельдштейна // Гуманитарное пространство. Международный альманах. 2018. Т. 7, № 1. С. 50–55.
5. Андреев А. Л. Культурные предпочтения современного российского студенчества // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 2008. № 2 (86). С. 107–117.
6. Бахтин М. М. Проблемы поэтики Достоевского. М.: Советская Россия, 1979. 320 с.
7. Лазарев М. А., Подвойский В. П., Стукалова О. В. Педагогическое обеспечение преодоления социальной индифферентности студентов гуманитарных вузов: социально-культурный подход / под общ. В. П. Подвойского. Москва: Международная академия образования; Даугавпилс: Даугавпилсский университет, 2016. 152 c.
8. Любимов Л. Реформа образования: благие намерения, обретения, потери (Что же делать с «лучшим в мире» образованием?). URL: http://hse.ru/pressa2002/ default.php? show=8970&selected=140&PHPSESSID=631fb320634c8fd278345c20eb0b0e94
9. Гадамер Г. Г. Актуальность прекрасного / пер. с нем. М.: Искусство, 1991. 368 с.
10. Кондаурова О. П. Проблемы преподавания социально-гуманитарных дисциплин в высших учебных заведениях // Вестник ВГУ. 2017. № 4. С. 79–88.
11. Maslow A. Self-actualizing and Beyond // Challenges of Humanistic Psychology. New York, 1967. P. 279–286.
12. Бахтин М. М. Эстетика словесного творчества. М.: Искусство, 1986. 445 с.
13. Maslow A. Self-actualizing and Beyond // Challenges of Humanistic Psychology. New York, 1967. P. 279–286.
14. Библер В. С. От науконаучения – к логике культуры. Два философских введения в двадцать первый век. М.: Политиздат, 1990. 413 с.
15. Фролов И. Т. Взаимодействие наук и гуманистические ценности // Наука и культура» / отв. ред. В. Ж. Келле. М.: Наука, 1984. C. 317–335.
16. Гуcсерль Э. Философия как строгая наука. Новочеркасск: Сагуна, 1994. 357 с.
17. Юсов Б. П. Взаимосвязь культурогенных факторов в формировании современного художественного мышления учителя образовательной области «Искусство». М.: Компания Спутник+, 2004. 252 с.
Выпуск: 2, 2020
Серия выпуска: Выпуск № 2
Рубрика: ИННОВАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ В ОБРАЗОВАНИИ
Страницы: 161 — 171
Скачиваний: 896