ГОТОВНОСТЬ К СЕМЕЙНОЙ ЖИЗНИ СТУДЕНТОВ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ: ОПЫТ ЭМПИРИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
DOI: 10.23951/2307-6127-2020-2-233-243
Рассматривается социально-психологический феномен «готовность к семейной жизни». Подчеркивается ведущая роль семьи в подготовке юношей и девушек к будущей семейной жизни и формировании у них осознанного отношения к созданию собственной семьи. Особое внимание обращено на студентов, оставшихся без попечения родителей и получивших опыт воспитания в интернатных учреждениях. Акцентируется внимание на факторах, которые способствуют искаженному восприятию семьи, неправильному усвоению социальных ролей данной категорией обучающихся. Представлены эмпирические данные изучения сформированности социально-психологического феномена готовности к семейной жизни у студентов вуза, оставшихся без попечения родителей, по следующим критериям: когнитивный, ценностно-мотивационный, эмоциональный, операционально-деятельностный. На основе материалов диагностики утверждается необходимость формирования готовности к семейной жизни у данной категории обучающихся на основе специально разработанной программы, которая направлена на формирование ценности семьи; расширение знаний о семье, закономерностях ее развития, семейном этикете, психологии пола; пропаганду положительного опыта жизнедеятельности семьи и семейного воспитания; взаимодействие субъектов образовательного процесса по воспитанию семейных духовно-нравственных ценностей и ответственного родительства.
Ключевые слова: семья, готовность к семейной жизни, студенты, обучающиеся, оставшиеся без попечения родителей, программа
Библиография:
1. Гаранина Е. Ю. Семьеведение. М.: Флинта: МПСИ, 2013. 384 с.
2. Дементьева И. Ф. Издержки социализации детей в неблагополучной семье // Социальная педагогика: науч.- практ. журнал для социальных работников и педагогов. 2015. № 2. С. 5–10.
3. Фуряева Т. В., Каблукова И. Г. Дети и подростки в трудной жизненной ситуации: педагогическая теория, практика сопровождения и интеграции. Красноярск: Изд-во КГПУ им. В. П. Астафьева, 2007. 304 с.
4. Babitskaya L. A., Bubnova I. S., Kibalnik A. V., Rerke V. I., Fedosova I. V. Theoretical and Empirical Understanding of the Concept of “Life Perspective of the Personality of Children-Orphans” // The Social Sciences. 2016. Vol. 11, is. 27. P. 6451–6458.
5. Гурова Е. В. В фокусе рубрики: Семейное жизнеустройство детей-сирот // Семейная психология и семейная терапия. 2008. № 1. С. 76–77.
6. Иванова Н. П. Деятельность образовательного учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по повышению успешности вхождения воспитанников в самостоятельную жизнь: метод. материал / авт.-сост. Н. П. Иванова // Академия повышения квалификации и переподготовки работников образования. 2004. № 4. С. 30–34.
7. Саракун М. Н. Сущность феномена «готовность к семейной жизни» в научной литературе // Категория «социального» в современной педагогике и психологии: материалы 4-й Всерос. науч.-практ. конф. с междунар. участием (г. Ульяновск, 2016). Ульяновск: Зебра, 2016. С. 588–593.
8. Дубровина И. В. Проблемы психологической подготовки студенческой молодежи к семейной жизни // Вопросы психологии. 1981. № 4. С. 146–151.
9. Жукова В. И. Опыт и проблемы жизнеустройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в современных условиях. М.: Изд-во РГСУ, 2009. 452 с.
10. Захарова Ж. А. Социально-педагогическое сопровождение процесса воспитания приемного ребенка в замещающей семье: автореф. дис. … д-ра пед. наук. Кострома: Костромской гос. ун-т им. Н. А. Некрасова, 2009. 45 с.
11. Зимина Н. А. Изучение, анализ и работа по преодолению стереотипов семейной жизни у современной молодежи // Семейная психология и семейная терапия. 2011. № 2. С. 22–31.
12. Зимина Н. А. О необходимости подготовки молодежи к семейной жизни // Психологическая наука и практика: проблемы и перспективы: материалы 2-й Междунар. науч.-практ. конф. Н. Новгород, 2010. С. 216–222.
13. Ослон В. Н. Жизнеустройство детей-сирот: профессиональная замещающая семья. М.: Генезис, 2006. 368 с.
14. Прихожан А. М. Дети без семьи. М., 1990. 160 с.
15. Бобылева И. А. Индивидуальное сопровождение выпускников учреждения для детей сирот: кураторство // Социальная педагогика: науч.-практ. журнал для социальных работников и педагогов. 2013. № 1. С. 29–33.
16. Федосова И. В., Смирнова М. В. Формирование педагогической культуры у молодых родителей в условиях общеобразовательной школы // Технологии социальной работы в образовательной практике / отв. ред. А. Ю. Нагорнова. Ульяновск: Зебра, 2016. С. 88–116.
17. Воспитание будущего семьянина в условиях детского дома и школы-интерната: метод. пособие / сост. Л. М. Левина, Л. Г. Печерская, О. С. Размахова. Иркутск: Изд-во ОГОУ ЦПМСС, 2010. 120 с.
18. Дзугкоева М. Г. Психические новообразования студенческого возраста: дис. … канд. психол. наук. М., 1997. 157 с.
19. Дохоян А. М. Исследование готовности молодежи к вступлению в брак // Семейная психология и семейная терапия. 2008. № 2. С. 38–44.
20. Федосова И. В. Модель формирования готовности к семейной жизни у студентов, оставшихся без попечения родителей // Непрерывное образование как условие устойчивого развития личности и общества: материалы междунар. науч.-практ. конф. (г. Иркутск, 4 октября 2017 г.). Иркутск: Иркут, 2017. С. 76–83.
Выпуск: 2, 2020
Серия выпуска: Выпуск № 2
Рубрика: ПСИХОЛОГИЯ
Страницы: 233 — 243
Скачиваний: 807