Научно-педагогическое обозрение
RU EN






Сегодня: 18.07.2025
Главная Выпуски журнала 2020 Год Выпуск №3 ОСОБЕННОСТИ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ВЛИЯНИЯ ОТЦА И МАТЕРИ НА ФОРМИРОВАНИЕ ЖИЗНЕННЫХ ОРИЕНТИРОВ ДЕТЕЙ
  • Главная
  • Текущий выпуск
  • Выпуски журнала
    • 2025 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
    • 2024 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
    • 2023 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
    • 2022 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
    • 2021 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
    • 2020 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
    • 2019 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
    • 2018 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
    • 2017 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
    • 2016 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
    • 2015 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
    • 2014 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
    • 2013 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
  • Рейтинг
  • Поиск
  • Новости
  • Редакционная коллегия
  • Правила для авторов
  • Порядок рецензирования
  • Читателям
  • Публикационная Этика Издания
  • Контактная информация
  • Разместить статью
  • Поступившие статьи
  • Принятые в печать
  • Оформить подписку
  • Служебный вход
vestnik.tspu.ru
praxema.tspu.ru
ling.tspu.ru
npo.tspu.ru
edujournal.tspu.ru

E-LIBRARY (РИНЦ)
Ulrich's Periodicals Directory
Google Scholar
EBSCO
Поиск по автору
- Не выбрано -
  • - Не выбрано -
Яндекс.Метрика

ОСОБЕННОСТИ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ВЛИЯНИЯ ОТЦА И МАТЕРИ НА ФОРМИРОВАНИЕ ЖИЗНЕННЫХ ОРИЕНТИРОВ ДЕТЕЙ

Дементьева Изабелла Федоровна, Борисова Татьяна Сергеевна, Сартакова Елена Евгеньевна

DOI: 10.23951/2307-6127-2020-3-191-200

Информация об авторе:

Дементьева Изабелла Федоровна, доктор социологических наук, главный научный сотрудник, Институт изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования (ул. Жуковского, 16, Москва, Россия, 105062). E-mail: if.dementjewa@yandex.ru Борисова Татьяна Сергеевна, кандидат педагогических наук, заведующая лабораторией социального и семейного воспитания, Институт изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования (ул. Жуковского, 16, Москва, Россия, 105062). E-mail: tsborisova60@mail.ru Сартакова Елена Евгеньевна, доктор педагогических наук, профессор, Томский государственный педагогический университет (ул. Киевская, 60, Томск, Россия, 634061). E-mail: lopolit@rambler.ru

В последние десятилетия в российской семье происходят глубокие сдвиги в отношениях между родителями и детьми. Существует оправданная практикой точка зрения, что российские дети своим менталитетом никогда не отличались от родителей настолько, как сегодня. Проведенный ретроспективный анализ выполнения семьей своей воспитательной функции в отношении детей, дифференцированных по полу, показывает значимость и место каждого родителя в становлении личности ребенка. Осуществленный опрос школьников в пяти регионах России (2019 г.) и сравнение его результатов с данными аналогичного опроса десятилетней давности (2009 г.) позволяют сделать выводы о тенденциях в семейном воспитании, а также о том, кто из родителей наиболее успешно выполняет свою воспитательную роль в современной российской семье. В ретроспективе последних десяти лет формулируются тревожные выводы о снижении авторитета родителей как советчиков. В динамике указанных лет отмечается снижение установок детей быть похожими на своих родителей. Большинство детей не рассматривают семейную среду как комфортную для совместного проживания с родителями, что свидетельствует о факторах неблагополучия данных семей. Выявлено стремление детей утвердить свою финансовую независимость путем самостоятельного зарабатывания денег на карманные расходы. Отмечается рост числа детей, уклоняющихся от ответа об источниках денежных поступлений, что может свидетельствовать о неправомерных практиках их получения. Приведенные данные сравнительного исследования позволяют сделать вывод о нарастании в семье определенной деформации родительских ролей за прошедшие годы. Задача семьи сегодня – способствовать формированию жизненных ориентиров детей, предлагая им надежные стартовые условия для достижения успехов. Научная новизна исследования заключается в анализе влияния воспитательных действий (бездействий) каждого из родителей на формирование у детей иммунитета от возможных внешних негативных влияний с учетом современных социальных рисков в обществе.

Ключевые слова: отец, мать, семья, дети, воспитание, тенденции семейного воспитания

Библиография:

1. Коннел Р. Гендер и власть: общество, личность и гендерная политика. М.: Новое литературное обозрение, 2015. 432 с.

2. Парсонс Т. О социальных системах. М.: Академический проект, 2002. 448 с.

3. Адлер А. Практика и теория индивидуальной психологии. М.: Академический проект, 2007. 232 с.

4. Адлер А. Воспитание детей. Взаимодействие полов. Ростов н/Д: Феникс, 1998. 412 с.

5. Fromm E. To Have оr to Be? М.: АСТ, 2000. 368 с.

6. Загвязинский В. И., Чехонин А. Д. Воспитательный потенциал отцовства: концептуальные основания исследования и поддержки // Образование и наука. 2017. Т. 19, № 10. С. 106–127.

7. Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание. М.: Прогресс, 1986. 422 с.

8. Эриксон Э. Детство и общество. СПб.: Питер, 2019. 416 с.

9. Moskal M. Polish Migrants In Scotland: Emotional Geographies And Family Well-Being In Transnational Spaces // Geneva, 7–10 September 2011, ESA 10th Conference «Social Relations in Turbulent Times». Abstract Book. Social Problem. N.Y.: Basic Books, 2011. 328 p.

10. Blankenhorn D. Fatherless America: Confronting Our Most Urgent Social Problem. N.Y.: Basic Books, 2011. 328 p.

11. Bloss T. La dialectique des rapports homes-femmes. Presses Univ. de France, 2001. 285 p.

12. Мид М. О воспитании детей в семье. М.: Наука, 1988. 429 с.

13. Young M., Wilmott P. The Symmetrical Family: A Study of Work and Leisure in the London Region. London: Routledge & Kegan Paul, 1973. 398 p.

14. Тартаковская И. Н. Гендерная социология. М.: Вариант, 2005. 368 с.

15. Карабанова О. А. Психология семейных отношений: учеб. пособие. Самара: Изд-во СИОКПП, 2001. 122 с.

16. Майорова-Щеглова С. Н. Социальные факторы, влияющие на деструктивность детско-родительских отношений в современных семьях с подростками // Вестник Нижегородского университета им. Н. И. Лобачевского. Серия: Социальные науки. 2018. № 4 (52). С. 55–61.

dementyeva_i._f._191_200_3_31_2020.pdf ( 419.63 kB ) dementyeva_i._f._191_200_3_31_2020.zip ( 408.76 kB )

Выпуск: 3, 2020

Серия выпуска: Выпуск № 3

Рубрика: ПСИХОЛОГИЯ

Страницы: 191 — 200

Скачиваний: 1223

Для цитирования:


© 2025 Научно-педагогическое обозрение

Разработка и поддержка: Лаборатория сетевых проектов ТГПУ