РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ СРЕДСТВАМИ СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРЫ
DOI: 10.23951/2307-6127-2020-4-9-16
Рассматривается роль речевого развития в контексте общего развития личности ребенка. Анализируются подходы к реализации речевого развития детей младшего школьного возраста в практике инклюзивного образования. Определяются психолого-педагогические условия применения сюжетно-ролевых игр в речевом развитии младших школьников с особыми возможностями здоровья (ОВЗ). Инклюзивное образование на современном этапе развития отечественной педагогической теории и практики требует интеграции всех ресурсов имеющейся образовательной среды. В рамках реализации инклюзивного образования особенно важным является создание условий для ликвидации различных барьеров с целью оптимальной поддержки каждого учащегося и максимального раскрытия его потенциала. Поскольку речевое развитие является важным звеном общего становления личности ребенка, оно остается одной из центральных задач всей системы образования. Главная особенность развития речи у детей младшего школьного возраста заключается в сознательном ее усвоении. В этом возрасте идет овладение звуковым анализом, усваиваются грамматические правила построения высказываний. Младший школьный возраст тесно связан с дошкольным. Несмотря на становление нового ведущего вида деятельности – учебной, младшие школьники усваивают материал более эффективно при условии применения игровых форм и методов. Согласно теории Л. С. Выготского, в игре все внутренние процессы проявляются во внешнем действии, так как ребенок опирается на реальные действия, значение которых оторвано от вещей. В игре от ребенка требуется преодоление непосредственных, ситуативных желаний, подчинение правилам, заключающимся в выполнении роли, она создает зону ближайшего развития, меняет сознание ребенка в целом. С развитием речи у ребенка формируется способность комбинировать, целенаправленно действовать, выражать свои замыслы словами. Кроме того, речь непосредственно влияет на развитие детского воображения. Дети с задержкой речевого развития, как правило, испытывают трудности и в развитии воображения. Материалы статьи могут быть использованы в практике деятельности преподавателей кафедр, осуществляющих подготовку будущих педагогов начальной школы в системе среднего и высшего профессионального образования, а также в деятельности учителей общеобразовательных школ на ступени начального образования.
Ключевые слова: речевое развитие, инклюзивное образование, младшие школьники, сюжетно-ролевая игра
Библиография:
1. Любимов М. Л. Инклюзивное образование: помощь детям с ограниченными возможностями здоровья // Социальная педагогика. 2012. № 2. С. 48–53.
2. Никитина Л. А. Технология литературного образования и речевого развития: учебно-метод. пособие для студентов-бакалавров. Барнаул: АлтГПА, 2014. 108 с.
3. Бортникова Е. Готовимся к школе. Развитие навыков чтения и связной речи. М.: Литур, 2016. 559 c.
4. Инклюзивное образование: настольная книга педагога, работающего с детьми с ОВЗ / под ред. М. С. Староверовой. М.: Гуманитарный издат. центр ВЛАДОС, 2011. 167 с.
5. Выготский Л. С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка. URL: http://dob.1september.ru/article.php?ID=200500510 (дата обращения: 24.01.2020).
6. Богуцкая Т. В. К вопросу о подготовке будущих педагогов к работе с детьми с ОВЗ // Традиции и инновации в педагогике начальной школы: сб. науч. тр. Симферополь, 2018. С. 43–46.
7. Богуцкая Т. В., Пинигина И. П. Формирование коммуникативных умений у младших школьников с нарушениями слуха в условиях внеурочной деятельности // Вестник Алтайского гос. пед. ун-та. 2018. № 4 (37). С. 36–40.
8. Инклюзивное образование: учебно-метод. пособие / сост.: Т. В. Кожекина, О. А. Степанова. М.: Перспектива, 2013. 220 с.
9. Красило А. И. Инклюзивное образование: методические проблемы и практические рекомендации. М.: МПСУ, 2016. 186 с.
10. Выготский Л. С. Мышление и речь. М.: Лабиринт, 1999. 351 с.
11. Богуцкая Т. В., Долгополова В. В. Роль уроков литературного чтения в развитии творческого воображения младших школьников // Педагогическое образование на Алтае. 2019. № 1. С. 3–6.
12. Богуцкая Т. В., Коновалова В. Н. Особенности коррекционно-педагогической работы с детьми с тяжелыми и множественными нарушениями развития // Психологическая культура и психологическое здоровье в современных региональных системах образования: материалы VII Междунар. научно-практ. конф. / под ред. О. Г. Холодковой, О. В. Обласовой, Л. И. Сигитовой. Барнаул, 2019. С. 98–100.
13. Воробьева В. К. Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи: учеб. пособие. М.: ACT: Астрель: Транзиткнига, 2006. 158 с.
14. Степанова О. А. Психолого-педагогический потенциал детской игры: ретроспектива и современные подходы к изучению // Начальная школа плюс до и после. 2006. № 1. С. 3–11.
15. Красильникова Т. Н. Сюжетно-ролевая игра как средство развития связной речи в коррекционной работе с детьми с ОНР // Дошкольная педагогика. 2013. № 4. С. 40–45.
16. Абрамин Л. А. Игра младшего школьника. М.: Просвещение, 1989. 452 с.
Выпуск: 4, 2020
Серия выпуска: Выпуск № 4
Рубрика: ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ
Страницы: 9 — 16
Скачиваний: 798