ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ДОМАШНИХ ОПЫТОВ ДЛЯ РАЗВИТИЯ МОТИВАЦИИ УЧАЩИХСЯ ОСНОВНОЙ ШКОЛЫ К ИЗУЧЕНИЮ ФИЗИКИ
DOI: 10.23951/2307-6127-2020-4-17-26
Приведены факты, свидетельствующие о проблемах современного образования. Одной из существенных проблем, которая многими педагогами и учителями констатируется, является общее снижение мотивации к образованию и особенно к изучению школьной физики, что ведет к недостаткам общего развития обучающихся. Падение интереса к физике у школьников сказывается также на недостаточном выборе выпускниками школ технических специальностей и сложностях в изучении предметов в вузах, что отмечают преподаватели высших учебных заведений. Выходом их данной ситуации является повышение мотивации к физике школьников с самого начала ее изучения. Как показывает исследование вопросов мотивации к изучению предмета, она может появиться только в деятельности, заинтересовавшей учащихся, в большинстве случаев – это практическая деятельность. Поскольку активное включение учащихся в практическую деятельность в настоящее время затруднено недостатком времени на уроках, для развития мотивации к предмету «физика» предлагается использовать выполнение учащимися домашних опытов. Введение домашних опытов в 7–8-х классах опирается на особенности подросткового возраста, когда ученики стремятся к активной самостоятельной или совместной образовательной деятельности и эта деятельность должна быть интересной и способствовать их успеху. Представлены способы повышения мотивации к изучению предмета на основе домашних опытов. Сформулированы рекомендации для педагогов, способствующие эффективным результатам в плане повышения мотивации к предмету и получению дополнительных и углубленных знаний обучающихся.
Ключевые слова: сложности современного образования, мотивация и познавательный интерес в обучении, роль практики в обучении физики, домашние опыты как средство развития мотивации
Библиография:
1. Хуторской А. В. Миссия ученика как основание его стремлений и компетентностей // Научный результат. Педагогика и психология образования. Т. 4, № 1 С. 51–64.
2. Якиманская И. С. Технология личностно ориентированного обучения в современной школе. М.: Сентябрь, 2000. 176 с. (Серия: Библиотека «Директор школы»).
3. Асмолов А. Г. Какая система образования нужна России. URL: https//asmolovpsy.ru/ru/interview/324 (дата обращения: 25.03.2020).
4. Адамский А. Четыре проблемы современного школьного образования. URL: http//materinstvo.ru/art/12577 (дата обращения: 11.03.2020).
5. Проблемы российского образования и пути их решения. URL: https://infourok.ru/problemi-rossiyskogoobrazovaniya-i-puti-ih-resheniya-3513686.html (дата обращения: 23.03.2020).
6. Фадеева А. А., Никифоров Г. Г. Физическое и астрономическое образование в СССР и Российской Федерации // Отечественная и зарубежная педагогика. 2018. Т. 2, № 1 (47). С. 118–128.
7. Федюнина Н. В. Повышение мотивации учащихся к изучению физики // Физика. Все для учителя. 2016. № 4 (64). С. 4–8.
8. Назаров П. А. Анализ результатов ЕГЭ-2016 по физике в Томской области // Анализ результатов государственной итоговой аттестации выпускников 2016 года общеобразовательных организаций Томской области в форме единого государственного экзамена // Информационно-аналитический отчет и методические рекомендации. Томск, 2016.
9. Щукина Г. И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе: учеб. пособие. М.: Просвещение, 1979. 160 с.
10. Ланина И. Я. Формирование познавательных интересов учащихся на уроках физики: метод. указания. Ленинград, 1977. 90 с.
11. Пашкова О. О. Актуализация дидактических идей Г. И. Щукиной в современной образовательной ситуации. URL: http://www.emissia.org/offline/2006/1019.htm (дата обращения: 09.03.2020).
12. Емелеева О. С. Развитие школьной мотивации у подростков // Вестник КГУ. 2017. № 1. С. 116–117.
13. Минина Н. В. Особенности формирования интереса к учению школьников младшего подросткового возраста // Вестник ОГУ. 2012. № 2. С. 430–432.
14. Бабаева Е. С. Особенности мотивации школьников в современных условиях: дис. … канд. пед. наук. М., 2012. 240 с.
15. Майер В. В. Учебная физика как дидактическая модель физической науки // Фундаментальные исследования. 2012. № 11 (часть 6). С. 1386–1389.
16. Луцай Е. В. Домашние лабораторные работы по физике в средней школе // Вестник Псковского гос. ун-та. Серия: Естественные и физико-математические науки. 2014. № 4. С. 165–169.
17. Пурышева Н. С., Доценко К. П. Формирование экспериментальных умений школьников Сингапура при обучении физике // Наука и школа. 2017. № 2. С. 46–50.
18. Рабиза Ф. В. Простые опыты: Забавная физика для детей. М.: Дет. лит., 1997. 222 с.
Выпуск: 4, 2020
Серия выпуска: Выпуск № 4
Рубрика: ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ
Страницы: 17 — 26
Скачиваний: 805