ФАКТОРЫ ПРОЯВЛЕНИЯ АГРЕССИИ ДЕТЕЙ В ШКОЛЬНОЙ СРЕДЕ
DOI: 10.23951/2307-6127-2020-4-47-54
Исследования российских и зарубежных ученых показывают, что распространенность агрессивного поведения детей в школьной среде в последние годы имеет тенденцию к росту. Пространство образовательной организации перестает быть безопасным, несмотря на принимаемые меры по его обеспечению: установка турникетов, металлоискателей, наличие охраны, создание школьной службы медиации (разрешения конфликтов) и т. п. Анализируется понятие и содержание агрессивного поведения. Проблема агрессии в образовательном учреждении рассматривается с позиции насильственных действий как по отношению к учащимся, так и по отношению к педагогам и к образовательной организации в целом. Крайним выражением агрессии и жестокости, как показывают реалии сегодняшнего дня, стали случаи нападения на школы и массового насилия со стороны учеников, сопровождаемые гибелью в равной мере детей и учителей. В этих условиях особую значимость приобретает роль учителя как носителя модели социального поведения в школе. Однако в ряде случаев именно учитель может вызывать агрессивные действия учеников, неправомерно используя вербальные средства для выражения своей неприязни к обучающимся, оскорбляя их достоинство. На основе результатов научных исследований анализируются проявления агрессивности в школьном социуме, определяются факторы, провоцирующие агрессию подростков. Делается вывод, что в формировании агрессивных намерений подростка-школьника ведущую роль играют межличностные отношения. Поэтому в образовательной среде важно создание такой модели взаимодействия субъектов воспитания, которая будет обеспечивать наиболее оптимальное сочетание их позиций и интересов.
Ключевые слова: школьная среда, подростки, агрессия, педагоги, факторы проявления агрессии, тенденции взаимоотношений в школьной среде
Библиография:
1. Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности. М.: АСТ, 2004. 635 с.
2. Катунова В. В. Проявления агрессии у учащихся с синдромом дефицита внимания (и гиперактивности) // Современная зарубежная психология. 2019. № 3. С. 7–15.
3. Кочетова Ю. А. Эмоциональный интеллект и агрессия в зарубежных исследованиях // Современная зарубежная психология. 2019. № 3. С. 29–36.
4. Митин Г. В. Школьное насилие: роль учителя // Вестник Удмуртского ун-та. Серия: Философия, психология, педагогика. 2016. Т. 26. Вып. 2. С. 119–123.
5. Митин Г. В. Влияние профессиональных деформаций учителя на проявления агрессивности учащихся // Теоретическая и экспериментальная психология. 2017. № 2, т. 10. С. 19–26.
6. Вань Е. Н. Особенности агрессивного поведения в подростковом возрасте // Гуманитарные научные исследования. 2017. № 10. С. 13–21.
7. Долидович О. М. Педагогическая агрессия: современные подходы к изучению и профилактике // Научный диалог. 2017. № 10. С. 311–323.
8. Крижановская Е. М. Способы выражения речевой агрессии в сетевом сообществе как реакции интернетпользователей на реальные политические события // Материалы Междунар. науч. конф. по политической коммуникации «Лингвополитическая персонология: дискурсивный поворот» (29–30 ноября 2019 г.). Екатеринбург, 2019. С. 132–141.
9. Dahmen N. S. Visually Reporting Mass Shootings: U.S. Newspaper Photographic Coverage of Three Mass School Shootings // American Behavioral Scientist. 2018. № 62 (2). Р. 163–180.
10. Bowers T. G., Holmes E. S., Rhom A. The Nature of Mass Murder and Autogenic Massacre // Journal of Police and Criminal Psychology. 2010. № 25 (2). Р. 59–66.
11. Давыдов Д. Г. Массовые убийства в образовательных учреждениях: механизмы, причины, профилактика // Национальный психол. журнал. 2018. № 4 (32). С. 62–76.
12. Чеккуева З. Н. Речевая агрессия педагога как деструктивный фактор межличностных взаимодействий в системе «учитель-ученик» // Вестник Карачаево-Черкесского гос. ун-та им. У. Д. Алиева. 2016. № 8. С. 49–52.
13. Kimmel M. S., Mahler M. Adolescent Masculinity, Homophobia, and Violence: Random School Shootings, 1982–2001 // American Behavioral Scientist. 2003. Vol. 46, № 10. P. 1439–1458.
14. Сыроквашина К. В. Нападения в школах: агрессивные и аутоагрессивные действия несовершеннолетних // Современная зарубежная психология. 2019. № 3, т. 8. С. 37–44.
15. Стратийчук Е. В. Позиция учителя в школьном буллинге // Современная зарубежная психология. 2019. Т. 8, № 3. С. 45–52.
16. Бочавер А. А., Хломов К. Д. Буллинг как объект исследований и культурный феномен // Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2013. Т. 10, № 3. С. 149–159.
17. Самыгин П. С., Попов М. Ю., Самыгин С. И. Правовая социализация молодежи в условиях кризисного состояния современного российского общества // Вестник РУДН. Серия: Социология. 2016. № 2, т. 16. С. 295–301.
18. Космодемьянская В. И. Способы репрезентации прямой и неречевой агрессии в англоязычных политических дебатах // Политическая лингвистика. 2019. № 4 (76). С. 39–44.
19. Смирнов П. Ю. Языковые средства выражения речевой агрессии в интернет-коммуникации // Научные ведомости. Серия: Гуманитарные науки. 2017. № 14 (263). С. 34–42.
20. Сысоева Е. Ю. Речевая агрессия педагогов: сущность, причины, виды, пути преодоления // Вестник Самарского ун-та. История. Педагогика. Филология. 2018. № 4, т. 24. С. 48–53.
21. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. М.: Прогресс, 1996. 344 с.
22. Барцевич В. Н. Факторы психологической безопасности школьной среды // Психология и психотехника. 2012. № 6 (45). С. 61–69.
23. Россия в цифрах. 2018: сб. крат. ст. M., 2018. 522 с.
24. Методические рекомендации для руководителей общеобразовательных организаций / авт.-сост.: И. В. Габер, В. В. Зарецкий, Е. Г. Артамонова, О. И. Ефимова, Н. В. Калинина. М.: Центр защиты прав и интересов детей, 2018. 60 с.
Выпуск: 4, 2020
Серия выпуска: Выпуск № 4
Рубрика: ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ
Страницы: 47 — 54
Скачиваний: 790