РЕШЕНИЕ ПОЗИЦИОННЫХ СТЕРЕОМЕТРИЧЕСКИХ ЗАДАЧ В СРЕДЕ GEOGEBRA
DOI: 10.23951/2307-6127-2020-5-94-102
Актуальность темы обусловлена затруднениями обучающихся, которые они испытывают при решении стереометрических задач. Об этом свидетельствуют ежегодные результаты единого государственного экзамена по математике профильного уровня. На протяжении последнего десятилетия с развитием современных информационных технологий предпринимаются многочисленные попытки повышения эффективности обучения геометрии в школе за счет внедрения интерактивных сред, обеспечивающих различные функции наглядности на уроке и на внеклассных занятиях по математике. Среди современных доступных цифровых инструментов, позволяющих выполнять построения и преобразования геометрических объектов в интерактивном режиме, все большим спросом среди учителей и исследователей пользуется среда GeoGebra. Однако анализируя русскоязычные печатные и электронные источники, можно заключить, что вопрос о применении GeoGebra при решении позиционных стереометрических задач раскрыт недостаточно полно. Раскрыты особенности решения позиционных стереометрических задач с использованием среды GeoGebra 5.0 на уроках геометрии в средней школе и при обучении методам изображений будущих учителей математики в педагогическом вузе. Сделан акцент на преимуществе применения GeoGebra при обучении построению пространственных фигур и их сечений по сравнению с традиционным обучением. На примере решения задачи на построение сечения многогранника плоскостью различными способами подробно описан необходимый инструментарий среды GeoGebra 5.0.
Ключевые слова: GeoGebra, методика преподавания геометрии, визуализация геометрических объектов, развитие пространственного мышления, позиционные задачи, методы построения сечения многогранников, метод следов, метод внутреннего проектирования
Библиография:
1. Официальный сайт Федерального института педагогических измерений. URL: https://fipi.ru/ (дата обращения: 05.05.2020).
2. Официальный сайт программы GeoGebra. URL: https://www.geogebra.org/ (дата обращения: 05.05.2020).
3. Безумова О. Л., Овчинникова Р. П., Троицкая О. Н., Троицкий А. Г., Форкунова Л. В., Шабанова М. В., Ширикова Т. С., Томилова О. М. Обучение геометрии с использованием возможностей GeoGebra: учеб.-метод. пособие. Архангельск: КИРА, 2011. 140 с.
4. Есаян А. Р., Добровольский Н. М., Седова Е. А., Якушин А. В. Динамическая математическая образовательная среда GeoGebra: учеб. пособие. Тула: Изд-во Тул. гос. пед. ун-та им. Л. Н. Толстого, 2017. Ч. I. 417 с.
5. Есаян А. Р., Якушин А. В. Экспериментальное обоснование гипотез в GeoGebra // Чебышевский сборник (Chebyshevskii Sbornik). 2017. Т. 18. Вып. 1. С. 92–108.
6. Ларин С. В. Алгебра и математический анализ с GeoGebra // Вестн. Красноярского гос. пед. ун-та им. В. П. Астафьева (Bulletin of KSPU). 2013. Вып. 1 (23). С. 236–240.
7. Ларин С. В. Анимационно-геометрический метод в алгебре // Информационные технологии в математике и математическом образовании: материалы IV Всерос. науч.-метод. конф. с междунар. участием (г. Красноярск, 18–19 ноября 2015 г.). Красноярск: Красноярский гос. пед. ун-т им. В. П. Астафьева, 2015. С. 38–42.
8. Войтенко Т. Ю., Фирер А. В. Визуализированные задачи как средство развития визуального мышления в процессе обучения математике // Педагогика и психология: проблемы развития мышления. Развитие личности в изменяющихся условиях: материалы IV Всерос. науч.-практич. конф. с межд. участием (г. Красноярск, 17 апреля 2019 г.). Красноярск: Сибирский гос. ун-т науки и технологий им. академика М. Ф. Решетнева, 2019. С. 44–48.
9. Есаян А. Р., Добровольский Н. Н. Преобразования объектов в GeoGebra // Чебышевский сборник (Chebyshevskii Sbornik). 2017. Т. 18, вып. 2 (62). С. 129–143.
10. Andraphanova N. V. Geometrical similarity transformations in Dynamic Geometry Environment GeoGebra // European Journal of Contemporary Education. 2015. Vol. 12, is. 2. P. 116–128. DOI: 10.13187 / ejced.2015.12.116
11. Городнова Е. В. Методические особенности использования интерактивной среды GeoGebra при решении стереометрических задач // Вестник научных конференций (Bulletin of Scientific Conferences). 2016. № 7–3 (11). С. 26–28. URL: https://ukonf.com/doc/cn.2016.07.03.pdf (дата обращения: 05.05.2020).
12. Савилова О. В. 3D-моделирование задач стереометрии в GEOGEBRA // Актуальные проблемы модернизации математического и естественно-научного образования: сб. тр. по материалам Всерос. науч.-метод. конф. (г. Балашов, 17 мая 2018 г.). Саратов: Саратовский источник, 2018. С. 49–51. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=35438857 (дата обращения: 05.05.2020).
13. Мухаметьярова А. Р. Применение среды GeoGebra при решении стереометрических задач векторно-координатным методом // Математическое и информационное моделирование-2019: сб. тр. по материалам Всерос. конф. (г. Тюмень, 18 апреля 2019 г.). Тюмень: Тюменский гос. ун-т, 2019. С. 366–374. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=41380918 (дата обращения: 05.05.2020).
14. Тихонова Ю. А. Анимационное изображение конических сечений в среде GeoGebra // Информационные технологии в математике и математическом образовании: сб. ст. по материалам IV Всерос. науч.-методич. конф. с межд. участием (г. Красноярск, 18–19 ноября 2015 г.). Красноярск: Краснояр. гос. пед. ун-т им. В. П. Астафьева, 2015. С. 102–104.
15. Смирнов В. А., Смирнова И. М. Геометрия с Geogebra: стереометрия: учеб. пособие. М.: Прометей, 2018. 171 с.
16. Болодурин В. С. Изображение плоских и пространственных фигур на плоскости: учеб.-метод. пособие. Оренбург: Изд-во ОГПУ, 2016. 48 с.
17. Ларин С. В. Компьютерная анимация в среде GeoGebra на уроках математики: учеб. пособие. Ростов н/Д.: Легион, 2015. 192 с.
Выпуск: 5, 2020
Серия выпуска: Выпуск № 5
Рубрика: ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
Страницы: 94 — 102
Скачиваний: 1037