ИССЛЕДОВАНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ СТУДЕНТОВ О ВЛИЯНИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ ВУЗА НА ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ В ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
DOI: 10.23951/2307-6127-2020-5-111-120
Современное образование ориентировано на формирование нового образа мышления студентов, профессиональных компетенций в области педагогической, проектной, исследовательской и культурно-просветительской деятельности, что предполагает использование разнообразных форм и методов работы, множество образовательных сценариев. Данное содержание предъявляет определенные требования к образовательной среде. В связи с этим была предпринята попытка исследования представлений студентов о влиянии образовательной среды вуза на формирование их профессиональных компетенций, что важно при разработке образовательной политики конкретных вузов, а также в целях оценки эффективности внедрения новых образовательных практик. В качестве основных критериев исследования среды вуза рассматриваются предметно-пространственные факторы в освоении и персонализации среды вуза (организация учебного пространства, библиотечного пространства, неформального пространства взаимодействия и кооперации); эффективность интеллектуальной и творческой деятельности студентов в пространстве университета; факторы образовательной среды, влияющие на формирование профессиональных компетенций студентов и выпускников педагогических вузов. В результате исследования показано, что важным условием формирования профессиональных компетенций является профессионализм преподавателя; комфортность предметной среды вуза положительно сказывается на восприятии университетской среды, отношении к университету и деятельности, которая в нем осуществляется; студенческая вовлеченность в университетские мероприятия становится одним из мотивирующих факторов, определяющих качество и результат обучения студентов, влияющих на «вхождение» в профессию, заинтересованность в профессии, профессиональном развитии.
Ключевые слова: профессиональные компетенции, образовательная среда вуза, формирование профессиональных компетенций
Библиография:
1. Фрумин И. Д., Добрякова М. С. Что заставляет меняться российские вузы: договор о невовлеченности // Вопросы образования. 2012. № 2. С. 159–191.
2. Кларк Б. Р. Поддержание изменений в университетах. Преемственность кейс-стади и концепций / пер. с англ. Е. Стёпкиной. М.: Издат. дом Высшей школы экономики, 2011. 312 с.
3. Критерии рейтинга вузов RAEX. URL: https://raex-rr.com/methods/1 (дата обращения: 25.06.2020).
4. Официальный сайт Московского городского педагогического университета. URL: https://www.mgpu.ru/moskovskij-gorodskoj-vyros-v-rejtinge-raex/ (дата обращения: 25.06.2020).
5. Мирошникова О. Х. Постсовременный университет: взгляд в будущее // Мир науки. 2015. Вып. 3.URL: http://mir-nauki.com/PDF/02PDMN315.pdf (дата обращения: 25.06.2020).
6. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 44.03.01 «Педагогическое образование (уровень бакалавриата)». URL. http://fgosvo.ru (дата обращения 11.05.2020).
7. Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на 2018–2025 годы. URL: http://static.government.ru (дата обращения: 11.05.2020).
8. Болонская декларация. Зона европейского высшего образования. Совместное заявление европейских министров образования). URL: http: //fgosvo.ru (дата обращения: 11.05.2020).
9. Иванова Е. В., Виноградова И. А. Исследование представлений студентов и преподавателей о среде вуза // Научно-педагогическое обозрение (Pedagogical Review). 2017. № 1 (15). С. 62–71.
10. Иванова Е. В., Виноградова И. А., Никитаева М. В. Разработка концепции универсальной среды Московского городского педагогического университета // Вестник Московского городского пед. ун-та. 2016. № 2 (36). С. 19–30.
11. Bereiter C., Scardamalia M. What Will It Mean To Be An Educated Person in Mid-21st Century? URL: http://est.orgMedia/Research/pdf/bereiter_scardamalia (дата обращения: 25.06.2020).
12. Вачков И. В. Полисубъектное взаимодействие в образовательной среде // Психология. Журнал высшей школы экономики. 2014. Т. 11, № 2. С. 36–50.
13. Seidman A. College Student Retention: Formula for Student Success. Westport, CT: Praeger Publishers 2007. Vol. 48, № 3. P. 360–362. URL: http: //www.researchgate.net/ (дата обращения: 25.06. 2020).
14. Социокультурная практика студентов МГПУ. URL: http: Insp.mgpu.ru. skp (дата обращения: 25.06. 2020).
15. Ritzen J. A Chance for European Universities. Or Avoiding the Looming University Crisis in Europe. Amsterdam: Amsterdam University Press, 2010. 296 p.
16. Виноградова И. А. Пространство вуза в представлениях студентов и преподавателей // Концепт. 2017. № V6. С. 43–48.
17. Astin A. W. Student Involvement: A Developmental Theory for Higher Education // Journal of College Student Development. 1999. Vol. 40, № 5. P. 518–529.
18. Малошонок Н. Г. Вовлеченность студентов в учебный процесс в российских вузах // Высшее образование в России. 2014. № 1. С. 37–44.
19. Tinto V. Classrooms as communities: Explo0 ring the educational character of student persistence // Journal of Higher Education. 1997. Vol. 68, № 6. Р. 599–623.
Выпуск: 5, 2020
Серия выпуска: Выпуск № 5
Рубрика: ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
Страницы: 111 — 120
Скачиваний: 665