СТАНОВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ В ТОМСКОЙ ГУБЕРНИИ: ИЗ АРХИВНЫХ ФОНДОВ ШКОЛЬНОГО МУЗЕЯ
DOI: 10.23951/2307-6127-2020-5-121-128
Основная цель статьи – показать историю становления и развития начальных училищ и гимназий (мужских и женских) в сибирских территориях периода ХVII – начала ХХ в. на архивных материалах уникального томского школьного музея народного образования. Представлена динамика создания и функционирования различных типов образовательных учреждений духовного ведомства и сословного предназначения. На основе данных из архивных фондов музея народного образования города Томска подчеркнута роль выдающихся общественных деятелей и сибирских просветителей П. И. Макушина и Г. Н. Потанина по строительству новых школ и созданию различных образовательно-просветительских обществ, среди которых Общество попечения о начальном образовании. Показан опыт распространения грамотности населения на территориях Томской губернии путем открытия бесплатных библиотек, книжных магазинов, общедоступных музеев. Описана история школьного музея народного образования, в котором документально представлена целостная картина школьного образования в период существования Томской губернии до 1925 г. Архивные документы и экспонаты музея также отражают современное состояние педагогических кадров, содержание учебных программ и достижения школьной системы образования.
Ключевые слова: начальное училище, гимназия, духовная семинария, библиотека, музейные фонды, архивные документы, просветительство, общественная деятельность
Библиография:
1. Сталева Т. В. Сибирский просветитель Петр Макушин. 2-е изд., перераб. и доп. Томск, 1990. С. 248.
2. Ляхович Е. С., Ревушкин А. С. Очерк становления первого Сибирского университета – центра науки, образования, культуры. Томск, 1993.
3. Архив Музея истории развития народного образования Томской области (МИРНОТО). Ф. 23 (Экскурсионная работа МИРНОТО). Д. 52 (Семибратов С. О. Обзорная экскурсия по музею 2019 год). Оп. 1. Л. 1–8.
4. Архив МИРНОТО. Ф. 11 (История МИРНОТО). Д. 8 (Ларичев Р. К. Открытие музея). Оп. 4. Л. 1–2.
5. Архив МИРНОТО. Ф. 23 (Экскурсионная работа МИРНОТО). Д. 2 (Пшеничкина В. Г. Экскурсия: школа № 43–41 города Томска). Оп. 5. Л. 3–4.
6. Архив МИРНОТО. Ф. 63 (Народное образование в Томской губернии до революции). Д. 15 (Церковно-приходские школы). Оп. 4. Л. 3.
7. Архив МИРНОТО. Ф. 63 (Народное образование в Томской губернии до революции). Д. 15 (Церковно-приходские школы). Оп. 12. Л. 1.
8. Архив МИРНОТО. Ф. 63 (Народное образование в Томской губернии до революции). Д. 21 (Деятельность дирекции Томских училищ). Оп. 2. Л. 2–4.
9. Архив МИРНОТО. Ф. 63 (Народное образование в Томской губернии до революции). Д. 21 (Деятельность дирекции Томских училищ). Оп. 7. Л. 1–5.
10. Архив МИРНОТО. Ф. 23 (Экскурсионная работа МИРНОТО). Д. 2 (Пшеничкина В. Г. Ревнители Просвещения. Макушин П. И. – Сибирский просветитель). Оп. 3. Л. 1–10.
11. Ревякина В. И., Семибратов С. О. Образовательная роль музеев в Томской губернии и Томской области ХIХ–ХХ веков // Научно-педагогическое обозрение (Pedagogical Review). 2019. Вып. 3 (25). С. 182–189.
12. Войтеховская М. П., Гач О. Б. Общественные организации содействия развитию просвещения Западно-Сибирского учебного округа конца ХIХ – начала ХХ веков // Вестник Томского гос. пед. ун-та (TSPU Bulletin). 2007. Вып. 7 (70). С. 118–123.
Выпуск: 5, 2020
Серия выпуска: Выпуск № 5
Рубрика: ИСТОРИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
Страницы: 121 — 128
Скачиваний: 795