Научно-педагогическое обозрение
RU EN






Сегодня: 18.07.2025
Главная Выпуски журнала 2020 Год Выпуск №5 ВЗАИМОСВЯЗЬ ЖИЗНЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ РОДИТЕЛЕЙ И ПОДРОСТКОВ В ПРИЕМНЫХ СЕМЬЯХ МЕГАПОЛИСА И СЕЛЬСКОЙ МЕСТНОСТИ
  • Главная
  • Текущий выпуск
  • Выпуски журнала
    • 2025 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
    • 2024 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
    • 2023 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
    • 2022 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
    • 2021 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
    • 2020 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
    • 2019 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
    • 2018 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
    • 2017 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
    • 2016 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
    • 2015 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
    • 2014 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
    • 2013 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
  • Рейтинг
  • Поиск
  • Новости
  • Редакционная коллегия
  • Правила для авторов
  • Порядок рецензирования
  • Читателям
  • Публикационная Этика Издания
  • Контактная информация
  • Разместить статью
  • Поступившие статьи
  • Принятые в печать
  • Оформить подписку
  • Служебный вход
vestnik.tspu.ru
praxema.tspu.ru
ling.tspu.ru
npo.tspu.ru
edujournal.tspu.ru

E-LIBRARY (РИНЦ)
Ulrich's Periodicals Directory
Google Scholar
EBSCO
Поиск по автору
- Не выбрано -
  • - Не выбрано -
Яндекс.Метрика

ВЗАИМОСВЯЗЬ ЖИЗНЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ РОДИТЕЛЕЙ И ПОДРОСТКОВ В ПРИЕМНЫХ СЕМЬЯХ МЕГАПОЛИСА И СЕЛЬСКОЙ МЕСТНОСТИ

Пронина Анжелика Николаевна, Маркова Светлана Витальевна, Мартынова Любовь Николаевна

DOI: 10.23951/2307-6127-2020-5-146-156

Информация об авторе:

Пронина Анжелика Николаевна, доктор педагогических наук, доцент, Елецкий государственный университет им. И. А. Бунина (ул. Коммунаров, 28, Елец, Липецкая область, 399770). E-mail: antipi-elena@yandex.ru Маркова Светлана Витальевна, кандидат психологических наук, доцент, Елецкий государственный университет им. И. А. Бунина (ул. Коммунаров, 28, Елец, Липецкая область, 399770). E-mail: marckova.s2011@yandex.ru Мартынова Любовь Николаевна, кандидат педагогических наук, доцент, Елецкий государственный университет им. И. А. Бунина (ул. Коммунаров, 28, Елец, Липецкая область, 399770). E-mail: pipdosh@mail.ru

Представлен обзор основных исследований, посвященных изучению городских и сельских приемных семей, приводится статистика устройства детей в приемные семьи в крупных городах и сельской местности. Цель исследования заключается в выявлении видов и взаимосвязи жизненных ценностей родителей и подростков в приемных семьях мегаполисов и сельской местности. Экспериментальное исследование направлено на выявление специфики жизненных ценностей, направленности личности приемных родителей мегаполиса и сельской местности. Исследованием было охвачено 156 приемных родителей мегаполиса и 148 приемных родителей сельской местности, 112 подростков, проживающих с приемными родителями мегаполиса, и 98 подростков, проживающих с приемными родителями в сельской местности, в возрасте 14–15 лет. Исследование жизненных ценностей, жизнестойкости приемных родителей и подростков осуществлялось посредством методики М. Рокича. Для изучения взаимосвязей между жизненными ценностями приемных родителей и подростков применялся критерий Спирмена (p). Выявлены предпочитаемые терминальные ценности и инструментальные ценности приемных родителей и подростков мегаполиса и сельской местности. Показаны равнозначные ранги, имеющие значение для приемных родителей и подростков мегаполиса по терминальным ценностям: здоровье, материально обеспеченная жизнь; расхождения обнаружены по таким ценностям, как жизненная мудрость, свобода, наличие хороших и верных друзей, познание. Получено совпадение по инструментальным ценностям – честность и образованность. Отмечено наличие совпадений у приемных родителей и подростков сельской местности по шкалам терминальных ценностей – здоровье, интересная работа, красота природы, счастливая семейная жизнь, счастье других, творчество, уверенность. Обнаружено совпадение по инструментальным ценностям – терпимость, смелость, эффективность, твердая воля, образованность, широта взглядов. Установлены взаимосвязи между инструментальными ценностями приемных родителей и подростков в приемных семьях мегаполиса и сельской местности, терминальными ценностями родителей и подростков в приемных семьях сельской местности и отсутствие таких связей в приемных семьях мегаполиса. Сделаны выводы о наиболее значимых факторах, влияющих на наличие и отсутствие взаимосвязей между родителями и подростками из приемных семей мегаполиса и сельской местности, таких как образ жизни, семейные традиции. Полученные результаты могут быть применены при отборе, подготовке и сопровождении приемных родителей в Центрах комплексного сопровождения замещающих семей.

Ключевые слова: жизненные ценности, жизнестойкость, приемные родители мегаполисов, приемные родители сельской местности, жизненные ценности подростков из приемных семей

Библиография:

1. Любимцева Ю. С. Становление субъектной позиции ребенка в условиях сообщества приемных семей: автореф. дис. … канд. пед. наук. М., 2012. 19 с.

2. Братусь Б. С. К изучению смысловой сферы личности // Вестник Московского ун-та. Сер. 14: Психология. 1981. № 2. С. 46–56.

3. Леонтьев Д. А. Психология смысла: природа, строение и динамика смысловой реальности. М.: Смысл, 2003. 487 с.

4. Анисимов С. Ф. Введение в аксиологию: учеб. пособие. М.: Современные тетради, 2001. 128 с.

5. Рокич М. Методика «Ценностные ориентации» // Большая энциклопедия психологических тестов / авт.- сост. А. А. Карелин. М.: Эксмо, 2009. С. 26–28.

6. Клюева Н. В. Социально-психологическое обеспечение деятельности педагога: ценностно-рефлексивный подход: дис. … д-ра психол. наук. Ярославль, 2000. 442 с.

7. Бобнева М. И. Ценностные приоритеты личности и группы. М., 1995. 63 с.

8. Нальчикова Р. Б. Влияние жизненных ценностей родителей на самоактуализацию старшеклассников // Фундаментальные и прикладные исследования: проблемы и результаты. 2015. № 9. С. 57–61.

9. Геворкян Т. В. Семья как фактор развития ценностных ориентаций подростков: автореф. дис. … канд. пед. наук. Оренбург, 2010. 22 с.

10. Мудрик А. В. Социальная педагогика: учеб. для студ. пед. вузов / под ред. В. А. Сластенина. М.: Академия, 2000. 200 с.

11. Антонов А. И., Вдовина М. В. Проблемы межпоколенных отношений и социальная работа: учеб. пособие. М., 2002.

12. Жданова С. Ю. Структура городских потребностей у жителей городов-побратимов (на примере исследования жителей городов Перми и Оксфорда) // Вектор науки. 2011. № 10. С. 132–136.

13. Алдашева А. А., Зеленова М. Е., Понамарева Е. А., Рунец О. В. Структура ценностных ориентаций у замещающих родителей как предиктор эффективности профессиональной приемной семьи // Материалы Всероссийской научно-практ. конф. «Эффективность личности, группы и организации: проблемы, достижения и перспективы». Ростов-на-Дону; Курск. С. 220–222.

14. Алдашева А. А., Сиваш О. Н., Понамарева Е. А. Особенности социальной идентичности и жизненных ценностей замещающих родителей // Год экологии в России: педагогика и психология в интересах устойчивого развития: сб. ст. научно-практ. конф. (4–5 декабря 2017, Москва). М.: Перо, 2017. С. 27–33. URL: https://www.pirao.ru/upload/iblock/1bc/god_ekologii.pdf (дата обращения: 13.08.2020).

15. Алдашева А. А., Понамарева Е. А., Сиваш О. Н. Основные жизненные ценности замещающих родителей с разным количеством детей // Вестник Университета Российской академии образования. М., 2018. № 2. С. 43–50.

16. Белякова С. Г. Ценностные ориентации учащихся в современных социокультурных условиях общеобразовательной школы // Педагогическое образование и наука. 2013. № 3. С. 40–41.

17. Захарова Ж. А. Развитие педагогического потенциала замещающей семьи // Экономика образования. Социологические науки. Кострома, 2009. С. 102–106.

18. Махнач А. В. Жизнеспособность замещающей семьи как малой социальной группы: автореф. дис. … д-ра психол. наук. М., 2019. 45 с.

19. Информационно-аналитический сборник «Опека и попечительство в Липецкой области» 2018 год // Статистика и отчеты. Интернет-портал опеки и попечительства в Липецкой области. URL: https://opeka48.ru/media/uploads/2019/08/01/upolnomoch_pravam_rebenka.pdf (дата обращения: 13.08.2020).

20. Антышева Е. Н., Кочерова О. Ю. Социально-психологические особенности замещающих семей, проживающих в сельской местности // Охрана социального здоровья сельского населения: сб. материалов конференции. М., 2017. С. 15–20.

21. Краснова В. Г., Палкина Т. С. Материальное благополучие замещающей семьи как один из показателей ее жизнестойкости // Вестник Волгоградского гос. ун-та. Серия 7: Философия. Социология и социальные технологии. 2012. № 3 (18). С. 221–226.

22. Гибадуллин Н. В. Формирование семейных ценностей у детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в условиях замещающей семьи: автореф. дис. … кандид. пед. наук. Омск, 2015. 25 с.

pronina_a._n._146_156_5_33_2020.pdf ( 621.69 kB ) pronina_a._n._146_156_5_33_2020.zip ( 606.94 kB )

Выпуск: 5, 2020

Серия выпуска: Выпуск № 5

Рубрика: ПСИХОЛОГИЯ

Страницы: 146 — 156

Скачиваний: 1312

Для цитирования:


© 2025 Научно-педагогическое обозрение

Разработка и поддержка: Лаборатория сетевых проектов ТГПУ