РАЗВИТИЕ САМОРЕГУЛЯЦИОННЫХ УМЕНИЙ И ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ У ДЕТЕЙ
DOI: 10.23951/2307-6127-2020-5-164-174
Подчеркивается важность развития у детей духовно-нравственных качеств в процессе оздоровительно-развивающего обучения саморегуляции. Сравнивается влияние двух программ развития саморегуляции на физическое и психологическое состояние детей дошкольного и младшего школьного возраста: 1) программа формирования саморегуляционных умений на основе занятий древневосточной оздоровительной практикой ушу (акцент на физическое и духовно-нравственное развитие); 2) программа формирования саморегуляционных умений на основе занятий древневосточной оздоровительной практикой ушу (акцент на физическое развитие). Результаты проведенного исследования показали, что программа 1 – обучение саморегуляции с обращением к актуализации духовно-нравственных качеств – позволила детям прогрессировать гораздо в большей степени, чем программа 2, связанная с развитием саморегуляционных умений только на физическом уровне. В первом случае дети развивались более активно как по физическим характеристикам (сила, выносливость, гибкость, координация), так и личностным параметрам (мотивация к учебе, адаптация к следующему важному жизненному этапу, дисциплинированность, инициативность, чувствительность к воздействиям сверстников, эмоциональный фон).
Ключевые слова: саморегуляционные умения, духовно-нравственные качества, оздоровительно-развивающее обучение
Библиография:
1. Шихшабеков Ш. Ю., Гаджиагаев С. М., Чаптиев Б. С. Восточные оздоровительные системы как составная часть гармонического развития личности // Известия Дагестанского гос. пед. ун-та. Психолого-педагогические науки. 2012. № 3 (20). С. 90–93.
2. Дикая Л. Г. Психическая саморегуляция функционального состояния человека (системно-деятельностный подход). М.: Институт психологии РАН, 2003. 318 с.
3. Иванников В. А. Психологические механизмы волевой регуляции. СПб.: Питер, 2006. 208 с.
4. Конопкин О. А. Психические механизмы регуляции деятельности. М.: Ленанд, 2011. 320 с.
5. Моросанова В. И., Бондаренко И. Н. Диагностика саморегуляции человека. М.: Когито-Центр, 2015. 304 с.
6. Прохоров А. О. Технологии психической саморегуляции. Х.: Гуманитарный центр, 2017. 360 с.
7. Осницкий А. К., Корнеева С. А. Новые аспекты исследования осознанной саморегуляции и функциональной асимметрии мозга // Психология обучения. 2014. № 9. С. 37–48.
8. Сергиенко Е. А. Контроль поведения как основа саморегуляции // Южно-российский журнал социальных наук. 2018. Т. 19, № 4. С. 130–146.
9. Ожиганова Г. В. Высшие духовные и саморегулятивные способности в древневосточной системе знаний – буддизме: историко-психологический подход // Вестник РУДН. СЕРИЯ: Психология и педагогика. 2015. № 4. С. 7–14.
10. Ожиганова Г. В. Духовные способности как ресурс жизнедеятельности. М.: Институт психологии РАН, 2016. 282 с.
11. Ozhiganova G. V. Self-Regulation and Self-Regulatory Capacities: Components, Levels, Models // RUDN Journal of Psychology and Pedagogics. 2018. № 15 (3). Р. 255–270. DOI: 10.22363/2313-16832018-15-3-255-270
12. Ожиганова Г. В. Саморегулятивные способности человека в профессиональной деятельности // Вестник РУДН. Серия: Психология и педагогика. 2016. № 4. С. 37–46.
13. Брук Т. Н. Игровая методика для дошкольников – пособие для руководителей клубов ФШБИ. М., 2001. 35 с.
14. Брук Т. Н Психолого-педагогические условия эффективности воспитания в процессе занятий ушу. М.: Физическая культура: воспитание, образование, тренировка, 2007. № 5. С. 78–79.
15. Смирнова Е. О., Холмогорова В. М. Межличностные отношения дошкольников: диагностика, проблемы, коррекция. М.: ВЛАДОС, 2005. 158 с.
16. Немов Р. С. Психология: учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: в 3 кн. 4-е изд. М.: ВЛАДОС, 2001. Кн. 3: Психодиагностика. Введение в научное психологическое исследование с элементами математической статистики. 640 с.
Выпуск: 5, 2020
Серия выпуска: Выпуск № 5
Рубрика: ПСИХОЛОГИЯ
Страницы: 164 — 174
Скачиваний: 708